Тай Цзи

ТАЙ ЦЗИ (Великий предел) — категория китайской философии и культуры. Применяется в пяти основных значениях: а) состояние универсума на границе («центре/ пределе» — цзи) отсутствия/небытия и наличия/бытия (см. Ю—у); б) исходная фаза космоантропогенеза; в) собственно биполярный универсум; г) средоточие структурных связей универсума; д) программа или модель развития мировых трансформаций, а также любой системы (вещи или явления). В философских построениях эти значения могли пересекаться и накладываться друг на друга.

Впервые понятие Т.ц. встречается в «Си цы чжуани» («Комментарий привязанных слов», ок. IV в. до н.э.), наиболее философичном приложении к «И цзину» («Канон перемен», см. Уцзин, Ицзинистика). Т.ц. там обозначен как атрибут мировых трансформаций — перемен (и): «Перемены имеют Великий предел, который рождает два образа (двоицу образов — лян и), два образа рождают четыре образа/символа (сян), четыре образа/символа рождают восемь триграмм» (II 11). В последующих комментариях к «Си цы чжуани» «два образа» трактовались как космические начала — Небо и Земля, дуальные силы инь и ян. «Четыре образа/символа» имеют много толкований: четыре времени года; четыре «элемента» классификационной матрицы у син («пяти элементов», или «пяти фаз») — металл, дерево, вода, огонь и т.д. Восемь триграмм (гуа) — графических схем «И цзина» — фигурируют в этой схеме как природные, а не искусственно созданные сущности (см. Ицзинистика).

В древнекитайской мысли ближайшим аналогом Т.ц. было понятие «тай и» (Великое единое, или Великое одно). Зафиксированное в даосском памятнике «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н.э.) как синоним дао (XXXIII), в «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) оно было представлено в качестве источника мироздания: в тай и кроется «корень» (бэнь) «десяти тысяч (т.е. множества) вещей».

В VII—VIII вв., вероятно, под влиянием буддийских мандал — священных изображений вселенского круговорота — появились графические изображения Т.ц. Первоначально они были, видимо, достоянием даосской эзотерической традиции. Самое известное из них — монада, составленная из темного и светлого зародышей, соединенных в круге и символизирующих силы инь ян (рис. 1).

 Рис. 1

Темная и светлая части содержат по точке противоположного цвета, что означает наличие ян в инь и инь в ян. Это изображение ввел в широкий культурный обиход главный основоположник неоконфуцианского учения о принципе (ли сюэ) Чжу Си (1130-1200).

Другой известный чертеж восходит к «Плану Беспредельного» («У цзи ту») — схеме, приписываемой даосу Чэнь Туаню (X в.)…

Эта схема называется «План Великого предела» («Тай цзи ту»). Один из основоположников неоконфуцианства Чжоу Дуньи (1017—1073) в трактате «Тай цзи ту шо» («Изъяснение плана Великого предела») объяснял этот чертеж как схему космогенеза: Великий предел рождает дуальные космические начала инь и ян, в свою очередь рождающие пять элементов — пятеричную матрицу функционально-процессуаль- ных отношений в космосе (см. У син), за которыми следуют «десять тысяч вещей», т.е. явленный мир. Кульминацией процесса космогенеза является возникновение человека — самого «одухотворенного» существа, объемлющего полноту свойств «десяти тысяч вещей», т.е. мироздания. Авторитет Чжоу Дуньи сделал эту схему нормативной для всей китайской культуры. Благодаря ему Т.ц. стал толковаться китайской традиционной наукой как некая «программа» мировых трансформаций. Органичное китайской мысли представление о гомоморфизме (подобии) всех вещей и явлений сделало схему Т.ц. универсальной моделью генезиса, пригодной для описания процесса любого уровня.

В «Изъяснении...» Чжоу Дуньи бином Т.ц. сопряжен с понятием у цзи (Беспредельное, или Предел отсутствия/небытия). Это понятие впервые появилось в «Дао дэ цзине», где подразумевало исток мироздания как основу человеческого совершенства (§ 28). На «Плане Великого предела» Беспредельное, по мнению Чжу Си, ставшему общепринятым, изображено в виде пустого круга.

Отец неоконфуцианской ортоксии приравнял Т.ц. к структурирующему ли (принципу) и «надформенному» (т.е. существующему до появления «форм», см. Син ([телесная] форма). По его мнению, в фазе Т.ц. «образы и числа еще не сформировались, а принцип уже наличествует». Для него «Великий предел» был тождествен «Беспредельному».

Оппонент Чжу Си, основоположник учения о сердце (синь сюэ) Лу Цзююань (1139— 1193) отрицал тождество Беспредельного и Великого предела, рассматривая их как первичное и вторичное соответственно. Он подчеркивал общепринятое в неоконфуцианстве положение о тождестве Т.ц. и синь — сердца/разума. Его трактовка Т.ц. сближала это понятие с универсумом вообще.

В целом в культуре эпохи Мин— Цин (конце XIV—XIX вв.) преобладали толкования Т.ц., идущие от Чжоу Дуньи и развивавшиеся последователями Чжу Си и Лу Цзю- юаня. Образ Т.ц. широко используется в практике медитации, восходящей к даосским системам приобщения к дао. Различные формы этой практики предусматривают некую программу психических действий (а в динамической медитации — и связанных с ними физических движений), моделирующих процесс космоантропогенеза. Символ Великого предела часто изображается на графических схемах, обычно круговых, раскрывающих содержание тех или иных циклических процессов с точки зрения традиционной китайской науки, в том числе медицины. В середине XX в. понятие «Великий предел» и его символика вошли в оборот западной культуры. Так, датский физик Нильс Бор использовал Т.ц. для иллюстрации своего принципа дополнительности. В странах Восточной Азии и Центральной Азии эта эмблема стала осмысляться как символ цивилизационной самотождественности и даже вошла в гербы некоторых государств (Монголии и Южной Кореи).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 572-574.