Ветхий завет (Новиков, 1987)
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - часть Библии, собрание иудейских „священных" книг, рассматриваемых как „священные" и в христианстве. Ветхий завет складывался в течение многих веков, его состав претерпевал различные изменения, о чем, в частности, свидетельствуют найденные в последние годы на берегу Мертвого моря среди кумранских рукописей фрагменты ветхозаветных книг, а также сохранившиеся две его редакции: еврейская (Масоретский список) и греческая (Септуагинта - перевод, выполненный в Александрии в основном во 2 веке до н. э.; с Септуагинты сделан в католичестве латинский канонизированный перевод и русский синодальный и церковно-славянский переводы Ветхого завета). Согласно масоретской редакции, в состав Ветхого завета включено 39 произведений, расположенных по трем отделам: 1) Пятикнижие - пять книг „моисеевых", именуемых в иудаизме также Законом, или Торой (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие); 2) Пророки - Иисус Навин, Судьи, I и II кн. Самуила, I и II кн. Царей; „младшие" пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль; 12 „малых" пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия; 3) Писания, или Агиографы: Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломоновы, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклесиаст (Когелет), Эсфирь, Даниил, Эзра (Ездра), Неемия, I и II кн. Хроник. По Септуагинте, в состав Ветхого завета кроме перечисленных выше входят еще книги Товит, Юдифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Варуха, II и III Эзры и три Маккавейские. По своему жанру книги Ветхого завета весьма разнообразны. Сюда входят старинные хроники, исторические повести, саги и мифы, победные, свадебные, походные и похоронные гимны, притчи, молитвенные песнопения, религиозно-филосфские трактаты, любовно-эротические новеллы, правила жертвоприношений, ритуальной чистоты и т. п. Археологические раскопки конца 19 и первой половины 20 века в Месопотамии и в других странах Ближнего Востока показали, что некоторые ветхозаветные тексты совпадают с древнейшими шумерскими, вавилонскими, египетскими и хетскими текстами. Научными данными доказана несостоятельность проповеди иудейских и христианских богословов об исключительности Ветхого завета, и в частности Торы, якобы полученной Моисеем на горе Синае от самого бога. В действительности лишь в 5 веке до н. э. иерусалимскими жрецами была впервые обнародована Тора как закон иудаизма, призванный регламентировать не только всю жизнь, но и представления древних евреев о мире. В начале 2 века н. э. законоучители Талмуда из трех рукописных вариантов Торы отобрали один и канонизировали его. Ими же были выбраны из большого количества накопившихся иудейских сочинений те, которые, по их мнению, больше всего соответствовали вероучению иудаизма. Эти сочинения были также включены в состав Ветхого завета. Прочие же были частично уничтожены, частично зачислены в апокрифы (несвященные). Окончательная кодификация Ветхого завета в иудаизме была завершена в 7—9 веках масоретами. Искажая реальную историю возникновения и канонизации Ветхого завета, идеологи иудаизма и христианства объявили его „боговдохновенным словом" и превратили его в духовное орудие угнетения народных масс.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 48-50.