Теургия

Теургия (Маслин, 2014)

ТЕУРГИЯ (греч. theourgeia) - в традиционном значении - искусство входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, преобразование объекта направленной волей субъекта. Термин «теургия» был переосмыслен в русской философии. В. С. Соловьев различает теургию древних обществ, понимаемую как деятельность в единстве священного и мирского, и свободную теургию - «цельное творчество», «единство мистики, изящного и технического художества».

Теургия (НФЭ, 2010, Бычков)

ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА — одна из самобытных категорий эстетики русского символизма. В древности понятием «теургия» обо-значалось сакрально-мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных действ. В. С. Соловьев осмыслил теургию как древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой», суть которого в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Особо он выделил современный этап теургии, который обозначил как «свободная теургия» или «цельное творчество».

Теургия (НФЭ, 2010, Огурцов)

ТЕУРГИЯ (греч. θεουργία — букв, богодейство, работа богов) — понятие мистического и магического философского дискурса, в котором представлены попытки практического воздействия на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи или благ, ритуальные и магические действа, молитвенные формулы, непосредственное видение духовных существ визионерами. Теургия предполагает причастность к совершенному знанию богов и связь с учением о спасении человека (сотериологией).

Теургия (Кириленко, Шевцов 2010)

ТЕУРГИЯ (греч. theos — Бог, ergon — работа; Боготворчество) — обряды, заклинания, с помощью которых человек надеялся войти в непосредственный контакт с духами, богами. Богом. Практическая сторона Т. — магические действия, совершаемые с целью повлиять на естественный ход событий. Цель Т. — путем коммуникации с Абсолютом победить смерть. Истоки Т. уходят в практику первобытной магии (контактной, имитативной, инициальной, вербальной и др.). Изначально исполнителями обрядов являлись ведуны, знахари, волхвы. В более позднее время выделяются жрецы — носители тайного знания. Элементы языческой Т. прослеживаются в древних мистериальных культах (см. мистерии)...

Теургия (Грицанов, 1998)

ТЕУРГИЯ (греч. theos - бог, ergon - работа; буквально - боготворчество) - термин теологии, фиксирующий феномен перманентного присутствия Бога в мире, эволюция которого трактуется в данном контексте как теургический процесс. Основывается на презумпции возможности чуда как "препобеждающего" естественные законы по воле Божьей, семантически уходя корнями к традиционным магическим представлениям и архаическим мистериальным культам. В зрелой своей форме Т. конституируется в контексте теизма, в системе отсчета которого трансцендентный статус Бога по отношению к миру, с одной стороны, задает интенцию на рассмотрение последнего в качестве "разволшебствленного" (М.Вебер), с другой же - делает его потенциальной ареной чудотворного Божественного вмешательства (ср. с феноменом деизма, локализующим Т. исключительно в рамках креационного акта). В отличие от характерной для язычества идеи теофании, т.е. непосредственной явленности богов (например, вмешательство практически всего Олимпа в Троянскую войну в "Илиаде", явление Афины Уллису в "Одиссее", эротическое снисхождение Афродиты к смертным в "Гомеровских гимнах" и т.п.), в теизме Бог презентирует себя в мире посредством Т. Единственный прецедент теофании в иудаизме и христианстве - первое явление Бога Моше/Моисею (Танах/Ветхий Завет), сменяемое затем эксплицитно подчеркнутой трансцендентностью…

Теургия (Кузнецов, 2007)

ТЕУРГИЯ — понятие, введенное в оборот русской религиозной философии B.C. Соловьевым, который в контексте развития представлений о сущности и назначении искусства использовал понятие Т. в значении «мистическое творчество» («Философские начала цельного знания»). Из философии B.C. Соловьева понятие было воспринято многими мыслителями и поэтами Серебряного века, которые применительно к искусству понимали под Т. творческий акт символического перевоплощения. В данном смысле понятие Т. употреблялось в ранних работах П.А. Флоренского. В начале XX в. под влиянием теософии понятие Т. приобрело значение мистического креативного акта, в котором на место Богатворца заступает человек, теург. Богословское толкование понятия Т. развернуто С.Н. Булгаковым, который утвер ждал, что под Т. следует понимать действие Бога в мире, совершаемое в человеке и через человека. Т. для Булгакова — воплощение Христа, а также продолжающееся во времени в человеческой душе и в человечестве боговоплощение («Свет невечерний» и другие работы)...