Теургия (Кириленко, Шевцов 2010)

ТЕУРГИЯ (греч. theos — Бог, ergon — работа; Боготворчество) — обряды, заклинания, с помощью которых человек надеялся войти в непосредственный контакт с духами, богами. Богом. Практическая сторона Т. — магические действия, совершаемые с целью повлиять на естественный ход событий. Цель Т. — путем коммуникации с Абсолютом победить смерть.

Истоки Т. уходят в практику первобытной магии (контактной, имитативной, инициальной, вербальной и др.). Изначально исполнителями обрядов являлись ведуны, знахари, волхвы. В более позднее время выделяются жрецы — носители тайного знания. Элементы языческой Т. прослеживаются в древних мистериальных культах (см. мистерии).

В период разложения язычества и утверждения христианства Т. развивалась в религиозных сектах, создаваемых приверженцами гностицизма. Магический гносис (знание) основывался на убеждении в познании духовного мира, на сверхъестественном откровении, получаемом с помощью различного рода заклинаний, гадания, мантики, астрологии, математики. В отличие от христианства, гностики учили, что Христос принес на Землю не спасение, но тайные знания, дающие посвященным ключи к мировому процессу. По убеждению гностиков, над миром царит не божественный разум, не универсальный Логос, но роковая магическая клятва. Власть над миром, искупление даются тому, кто знает эту клятву, кто знает заклятья и тайные имена миродержателей. Сила заклинаний лежит в таинственном «имени», и символы этого неизреченного имени имеют теургическое значение. Священно не только произносимое имя Бога, но и его элементы, его начертания, его буквы, даже сокращения. Гностицизм возрождал языческую Т., в частности вавилонскую астрологию с ее представлениями об одухотворенности планет; символическое истолкование текстов каббалы. Христианство отвергало языческую обрядность, однако многие элементы языческой Т. были воцерковлены и стали неотъемлемой частью литургии, церковных таинств, молитв.

В христианской Т. само слово есть содержательно насыщенный акт, форма деятельного общения с Богом. Слово наделено творческой силой. Самого Бога христианство называет Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В христианской Т. имя Бога не просто обозначение, но живое слово, осуществляемое всеми путями и способами. Если Бог говорит о Себе в любом человеке, мыслящем и судящем, то не человек называет вещи именами, но весь мир свидетельствует Его и называет себя через человека. Точно так же Бог, открываясь в мире, говорит о Себе, открывает Себя через сознание человека, его язык. В этом состоит онтологизм слова в христианской Т. как символа неизреченного, таинственного, неведомого существа Божия. Называние именем есть знамение Бога в человеке и ответ человека на него. Христианская Т. проявляется в акте призывания Святого Духа, имени Бога, святого покровителя. Элементы Т. являются основой церковного обряда хиротесии и хиротонии — руковозложения и рукоположения в церковные должности диакона, священника, епископа, при котором посвящаемым в таинство священства сообщаются благодатные дары. Т. выражает себя в христианстве не только в таинствах и обрядах, но и в возможности чуда, во всех формах присутствия Бога в мире.

В эпоху Возрождения реанимация некоторых принципов античного миросозерцания, пантеистическое мироощущение приводят к возникновению секуляризованной, освобожденной от влияния духа христианства Т. Распространяется убеждение, что магия, колдовство, заклинания как содержательные элементы процесса коммуникации с миром способны дать ключи к управлению миром, сделать человека бессмертным, хозяином абсолютного знания. Т. становится основанием поисков философского камня, алхимических опытов. В XVI—XVIII вв. духом Т. проникнуты мистические идеи и опыты Парацельса, Я. Бёме, Сведенборга и др.

«Открытие» ценности человеческой индивидуальности, ее неповторимого внутреннего мира в XVIII — начале XIX в. вызывает к жизни идею эстетической Т. в работах Фихте, Шеллинга, Новалиса, Гельдерлина. Романтическое сознание провозглашает человеческое «Я» единственной реальностью, всемогущей созидательной силой, совпадающей в конечном итоге с самосознанием человечества. Художник — творец, демиург, диктующий закон природе и созидающий человечество как «целостную индивидуальность». Искусство приобретало у романтиков характер эстетической магии, конструирующей социальность и осуществляющей «вертикальную» коммуникацию.

В русской философии эстетическая Т. должна была стать основой осуществления идей Богочеловечества и «всеединства» в концепции Вл. Соловьева. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии и религии, Соловьев говорит о возможности «цельного знания», которое вместе с «цельным творчеством» образуют «цельную жизнь». Одним из основных средств к достижению этого синтеза должна стать магия любви, эстетическое творчество как «общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности». Импульсом и реальной силой, просветляющей и порождающей весь человеческий мир, оказывается искусство, красота которого «демиургична» по отношению к природе и «теургична» с точки зрения окончательного состояния будущего мира. Элементы эстетической Т. в учении «становящегося абсолютного» про-являются в своеобразной эротической утопии Соловьева, в его магической концепции любви и творчества. Задача эротической магии — преодоление единичной телесности человека, духовной односторонности мужчины и женщины, что с его точки зрения должно способствовать «воскрешению природы для вечной жизни» и восстановлению истинного, «цельного» человека. Таким образом, магия любви и «эстетического откровения» для Соловьева являлась теургическим механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 373-375.

Понятие: