Теургия (Маслин, 2014)

ТЕУРГИЯ (греч. theourgeia) - в традиционном значении - искусство входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, преобразование объекта направленной волей субъекта. Термин «теургия» был переосмыслен в русской философии. В. С. Соловьев различает теургию древних обществ, понимаемую как деятельность в единстве священного и мирского, и свободную теургию - «цельное творчество», «единство мистики, изящного и технического художества». Свободная теургия, наряду со свободной теософией и свободной теократией, служит, по Соловьеву, достижению цели человеческого существования - образованию всецелой человеческой организации. Флоренский, как и Соловьев, считает теургию исходной формой человеческой деятельности, материнским лоном всех наук и искусств, «реальным условием развития самосознания» и определяет ее как «претворение действительности смыслом и смысла действительностью» (Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977. Сб. 17. С. 105), Историческое развитие приводит к раздроблению человеческой деятельности, реальность и человеческая деятельность утрачивают свой сакральный характер, реальности становятся пустыми, деятельности - бесцельными, смыслы - ложными, вещи - утилитарными. Область теургии сужается до обрядовых форм, до культа. Культ определяется как «литургическая деятельность», ведущая к соединению мира Божественного и тварного. Теургия как задача человеческой жизни осуществляется в творении культуры из культа на основе синтеза теоретического, практического и литургического. Булгаков определяет теургию как «действие Бога, излияние Его милующей и спасающей благодати на человека» (Свет невечерний. М., 1994. С. 320). Теургия, считает он, связана с боговоплощением: «Христос положил абсолютное и неотменное основание для теургии и вручил Церкви теургическую власть...» (Там же). Теургия — путь преображения мира Софией, «основа софиургии». История, хозяйство, искусство, наука решают задачу теургии — дорастания мира до Бога, его «ософиения». Теургия в концепции символизма А. Белого включена в сложную систему познания и творчества, реализуемого в традиционной практике восхождения к Абсолюту и нисхождения к миру, что, в свою очередь, соответствует святоотеческому разделению богопознания на два этапа: познание Бога в мире и познание мира в Боге. В исходном значении теургия определяется как «богоделание», «мифотворчество», «творческое заново переплавление материалов и образов религиозной истории в нечто, имманентное мне, сквозь меня прорастающее» (Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 423). В практике восхождения теургии, наряду с теорией знания, этикой, теологией, метафизикой и теософией, является путем, ведущим к символу как «центру соединения всех соединений». В практике нисхождения теургии - низведение энергий Божественного единства в русло человеческой деятельности и познания; выражение данностей богопознания на языке культурно-значимых форм. Она преобразует всю человеческую деятельность, превращая ее в творение форм богоявления; любая теория перестает быть только теорией, здесь в теургии — «начало конца символизма. Здесь уже идет речь о воплощении Вечности путем преображения воскресшей личности» (С. 253). Теургия как путь богопознания и богообщения отвергается официальной православной мыслью, поэтому Флоровский говорит о «теургийном соблазне» русской философии.

А. Ф. Управителев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 637-638.

Литература:

Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1; Он же. Философские начала цельного знания // Там же. Т. 2; Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977. Сб. 17; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991); Жукоцкая 3. Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма. М., 2003.

Понятие: