Синтоизм

Синтоистский храм в Киото.

СИНТОИЗМ — национальная религия японцев, возникшая на базе древних анимистических, тотемистических и фетишистских представлений и развивавшаяся под большим влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 374.

 

Синто: основы вероучения (Язовская, 2017)

Поскольку практически вплоть до XIX века синто не было сведено в единое учение, а существовало лишь в виде разрозненных локальных традиций, в нем отсутствовала разработанная и обоснованная теология. Синто в большей степени направлено на практику и единение общины. И тем не менее можно назвать ряд понятий, которые выступают связующим звеном всех представлений о божественном и взаимодействии с ним.

Главное понятие синто – понятие ками. Данное слово принято переводить как «божество», хотя четкого определения не существует. Ками могут быть как человекоподобными божествами, так и духами без индивидуальных особенностей. Божества либо отвечают за разные сферы существования (боги моря, леса, растений и т. п.), либо являются божествами-создателями, либо выступают покровителями отдельных областей и территорий, племен и родов...

Государственный синтоизм (Гришелева и др., 1998)

Значительные перемены произошли после «открытия» страны и революции Мэйдзи и в религиозной сфере. Главной среди них было изменение положения синто в жизни государства и общества.

Сразу после революции был взят курс на возрождение синто в качестве национальной и государственной религии, поскольку свержение сёгуната проходило под лозунгом восстановления императорского правления, носившего изначально теократический характер. Был провозглашен принцип единства синтоистской религии и государства (сайсэй итти). Учрежденному сразу же после революции Департаменту национальной религии (Дзингикан) было отведено самое высокое положение в иерархии государственных учреждений. Поскольку синтоизм превратился в государственную религию, буддизм, как чужеземная религия, к тому же пользовавшаяся правительственной поддержкой при токугавском сёгунате, подвергся гонениям...

Синтоизм (Григорьева, 1993)

Чтобы понять расстановку социальных сил [в Японии] в начальный период распространения буддизма в Японии, обратимся к рассмотрению синтоистского пантеона. Исследователи склонны недооценивать степень стадиальной зрелости синтоизма. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что синтоизм обладает достаточно развитым пантеоном: в нем существует верховное божество — Аматэрасу, три категории божеств, отличающихся строгой субординацией, а также высокой степенью канонизации внутри категорий.

В Японии VI—VIII веков культ предков продолжал сохранять первостепенное значение. Каждый род почитал своего прародителя (удзигами), который считался охранителем (в самом широком значении этого слова) благополучия рода.

Дайдзосай

ДАЙДЗОСАЙ. Обряд Великого Подношения Пищи. Восходит по крайней мере к VII столетию, но редко осуществлялся с середины XV до конца XVII столетия (когда его стали регулярно практиковать снова). Дайдзосай проводится новоизбранным императором и является одним из трех ритуалов, проводимых для того, чтобы отметить вступление на престол нового государя. Рис, выращенный специально для ритуала, преподносится Аматэрасу — императорскому предку ками.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 254.

Синто Юйицу

Синто Юйицу. «Единственный» синто. Также известно как синто Ёсида. Форма синто, связанная с семьей Ёсида и особенно с учением, сформулированным Ёсида Канэтомо (1435—1511). Синто Юйицу особенно занималось опровержением идей хондзи суйдзаку и установлением приоритета ками над буддами и бодхисатвами. Священнослужители Синто Юйицу выполняли похоронные обряды над Тоётоми Хидэёси, скончавшимся в 1598 году.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 253.

Кокугаку

Кокугаку. Национальное учение. Философская школа синто, которая стремилась возродить чистый синто, существовавший до буддизма, конфуцианства и других внешних иностранных влияний. Впервые была разработана в XVII столетии самым значительным проповедником этой школы Мотоори Норинага (1730— 1801). Мотоори, используя подробные филологические и философские исследования древних текстов, таких как Кодзики, утверждал, что Япония должна принять ценности и отношения эпохи Богов (ками но ё).

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 254.

Ватарай синто

ВАТАРАЙ СИНТО. Также известна как Синто Исэ и Синто Гэку (внешнего святилища). Эта форма синто связана с семьей Ватарай, династией синтоистских священнослужителей, отвечавших за внешнее святилище в святилище Исэ. Во внешнем святилище поклонялись божеству Тоёкэ но Оками, традиционно считавшемуся слугой Аматэрасу, которой поклонялись во внутреннем святилище. Начиная с XIII века священнослужители из семейства Ватарай стали утверждать, что оба этих святилища равны. Чтобы узаконить эту точку зрения, священники Ватарай составили Синто гобусё (пятикнижие синто).

Санно синто

САННО СИНТО. Синто Горного владыки. Также известно под названием Синто Санно Итидзицу («Единой Реальности Горного владыки»), или Синто Тэндай. Санно синто было основано монахом школы Тэндай по имени Тэнкай (1536— 1643). Санно, или Горным владыкой, именуется божество — хранитель веры Тэндай, которого почитают в святилище Хиэ на горе Хиэй. Согласно Синто Санно, божественный Горный владыка является проявлением Шакьямуни, исторического Будды, а Аматэрасу Омиками — проявлением Дайнити Нёрай. Похороны Токугава Иэясу проводились согласно предписаниям Синто Санно.

Синто Рёбу

СИНТО РЁБУ. Двуединый синто. [Школа синто] Также известна как Сингон синто. Учение о слиянии синто и буддизма развивалось внутри буддизма Сингон. Понятие рёбу относится к двойственному аспекту Вселенной, представленной в Сингон мандалами двойного мира матки и алмазного мира. В таком представлении Вселенная имеет двойственное определение (ноумена и феномена), которое и символизируют мандалы. Синто Рёбу также отождествляет буддизм Сингон и синто. Например, внутреннее святилище Исэ соответствует мандале мира матки (Тайдзокай), а внешнее святилище Исэ — мандале алмазного мира (Конгокай).

Синто Средних веков и начала Нового времени

Хотя как явление синто предшествует буддийской и конфуцианской религиям, в Средние века и в начале Нового времени синто часто подвергалось буддийским и конфуцианским влияниям, иногда принимая их, а иногда отвергая. Вскоре после появления буддизма в Японии синтоистские ками часто воспринимались как буддийские божества-хранители. Поэтому при буддийских храмах часто имелись святилища для связанных с ними ками.

Страницы