Гуна

Гуна в индийской эстетике

ГУНА. В индийской эстетике – «достоинство», «положительный признак» поэтической композиции. В Натьяшастре («Наука театра», компендиум, сформировавшийся к 2–3 векам н.э.) перечисляются десять видов гун. Это связность (sleṣa), явность (prasāda), однородность (samatā), сладость (mādhurya), мягкость (saukamārya), выраженность смысла (arthavyakti), возвышенность (udāra), сила (ojas), прелесть (kānti), насыщенность (samādhi) (17.95). Создатели Натья-шастры описывают гуны сразу вслед за недостатками (дошами), интерпретируя их как нечто противоположное.

Гуна категория вайшешики

ГУНА (санскр. guṇa, букв. – нити, пряди) – 1) категория (падартха) вайшешики, означающая качество, или атрибут субстанции (дравья). В «Вайшешика-сутрах» упоминается 17 видов гун, среди которых не только специфические свойства элементов (бхуты) – цвет, вкус, запах, осязаемость (позднее добавляется звук), но и неспецифические характеристики всех субстанций (дравья) – число, размер, отдельность, соединение и разъединение, отдаленность и близость, а также психологические способности Атмана (души) – буддхи, удовольствие и страдание, желание и отвращение, усилие.