Ценность

Ценность

ЦЕННОСТЬ — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира или символов, связанных с ними, для субъекта познания и деятельности, определяемая их связью с жизнедеятельностью человека. Находит свое выражение прежде всего в идеалах, нравственных нормах, установках, побуждая соответствующую деятельность и выступая ее регулятором. В широкомасштабном кросс-культурном исследовании было показано, что существуют основные ценности, одинаково признаваемые во всех культурах (Schwartz S.

Ценностей теория

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ, аксиология, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это — основной вопрос общей ценностей теории. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистический рационализма от Платона до Гегеля и Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности...

Ценность (Головин, 1998)

ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. Можно говорить о трех формах существования ценности:

Абсолютные ценности

АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ - ценности, укорененные в Высшем. К таковым нередко относят сверхличностные ценности истины, нравственного добра, красоты, свободы, без которых невозможна полнота личностно зрелой жизни. Их абсолютность в том, что они – не культурно обусловлены, а происходят из высшего трансцендентного источника. Наивысшая из абсолютных ценностей-Бог.  Всеобъемлющая абсолютная ценность есть абсолютная полнота бытия, полнота жизни. (Н. Лосский).

Tags: 

Ценность (Лопухов, 2013)

ЦЕННОСТЬ — в философском смысле все то, что имеет для человека или группы лиц устойчивую значимость (природные и социальные явления, идеи, принципы, нормы взаимоотношений, традиции, культурное наследие и т. д.). Ценность — все то, к чему люди относятся с повышенным уважением, признанием, почтением и что более всего способствует ориентации человека в вещном и духовном мире. Именно система общепринятых ценностей лежит в основе той или иной цивилизации. Система ценностей исследуется аксиологией.

Tags: 

Ценность. После Канта

ЦЕННОСТЬ. ПОСЛЕ КАНТА. Если Кант признавал ценностно релевантным только «чувство моральной ценности», то послекантовская немецкая философия в целом расширяет эту область, пытаясь переместить ценностный мир из воли в сердце. Правда, Фихте настаивает на том, что ценность индивида определяется его деятельностью (признавая уже, правда, что «безусловной ценностью» и значением обладает только жизнь как таковая), а Г. Хуфеланд видит в ценности прежде всего свойство вещей опосредовать разумное человеческое целеполагание.

Ценность (по Канту)

ЦЕННОСТЬ. КАНТ. Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях Канта, который конструирует решения этой проблемы на основаниях, прямо противоположных юмовским: ценность нравственных поступков соотносится не с «природными» для нас расположениями души, вроде симпатии, но как раз с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. В «Основоположении к метафизике нравов» (1785) он вводит понятие «абсолютной ценности (Wert)» чистой доброй воли.

Ценность (в новое время)

ЦЕННОСТЬ. НОВОЕ ВРЕМЯ. «Аксиологические» изыскания древних оказались не замеченными новоевропейской философией, которой пришлось заново открывать ценностную проблематику, приоткрытую уже последователями Зенона. Монтень указывал на субъективную природу ценности. Гоббс выделял «ценность человека», которая не отличается от его «стоимости» и есть его «цена», и «достоинство» – общественную ценность человека, которая есть та «цена», которую ему дает государство. Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ». «Ценность», таким образом, соотносилась им с миром субъекта – с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизируемые «внешними церемониями») и естественные...

Ценность (Античность)

ЦЕННОСТЬ. АНТИЧНОСТЬ. Одним из первых философских текстов, в котором философское понятие ценности уже начинает отделяться от понятия стоимости, будучи обозначено еще тем же словом (ἀξία), можно считать пассаж в псевдоплатоновском диалоге «Гиппарх» (231 е-232 а), где предпринимается едва ли не первая в истории философии попытка сопоставления объемов «ценного» и «благого». Объем первого шире, чем второго, т.к. в терминологии этого диалога «благое» включается в «ценное», но само включает в сравнении с ним дополнительную характеристику – приносить истинную выгоду, иметь подлинную пользу.

Ценность (НФЭ, 2010)

ЦЕННОСТЬ – одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности – в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), – которые конституируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие». Историческая и логическая контаминация философского понятия ценности и основной категории политэкономии – «стоимость» (ср.

Страницы