Гуманизм

Гуманизм — реформация — контрреформация

Мечта гуманистов из круга флорентийской Платоновской академии и их единомышленников в Италии и за ее пределами о наступлении золотого века, предсказанного сивиллами и поэтами классической древности, века расцвета возрожденных паук и искусств, земного блаженства в условиях всеобщего согласил и гармонии, мечта, нашедшая свое выражение в Рафаэлевых фресках Палаты подписей Ватиканского дворца, в идеальной общности европейской «республики ученых» и в «Золотой книжице» Томаса Мора, рухнула при столкновении с европейской действительностью XVI столетия, сгорела в огне вероисповедных конфликтов с наступлением Реформации и католической реакции...

Гуманизм в широком смысле

ГУМАНИЗМ (от лат. humaniis — человеческий, человечный), в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

Гуманизм в узком смысле

ГУМАНИЗМ в узком, конкретно-историческом смысле, гуманизм Возрождения — культурное движение, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) середины 14 — середины 16 веков, восходящее к Ф. Петрарке; с конца 15 века перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны, создав европейскую «республику учёных». Исторической почвой возникновения гуманизма, как и Возрождения в целом, послужили расцвет городов, экономия, и социальные сдвиги ранне-буржуазной эпохи, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании.

Гуманизм XVI века

Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально-экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового, светского по своему характеру мировоззрения — все эти процессы были по существу аналогичны явлениям, происходившим в Италии, однако в Нидерландах они протекали вначале в менее отчётливых формах. Новый общественный уклад, зарождавшийся в богатых, экономически развитых городах, формировался пока ещё в рамках феодального Бургундского государства, и это наложило свой отпечаток на общий характер нидерландской культуры...

Поздний гуманизм [в Англии]

В дальнейшем влияние гуманизма продолжало расти. Реформация, произведённая сверху государством Тюдоров, уничтожила монастыри и подорвала систему схоластического образования. Вслед за Оксфордом Кембриджский университет так же открыл свои двери новым идеям. Вторая половина XVI столетия (так называемый век Елизаветы) — время расцвета гуманистического просвещения. Показательно большое количество переводов на английский язык разнообразных авторов древнего и нового мира, от Гомера до Ариосто.

Английский гуманизм

Раннее английское Возрождение относится к XIV веку; наиболее выдающимися представителями его были Джеффри Чосер и Уильям Ленгленд.

Феодальные междоусобицы XV века надолго задержали развитие английского гуманизма. В литературной жизни периода войны Алой и Белой розы преобладают богословские сочинения и эпигонские рыцарские романы. Сравнительно высокого уровня достигает лишь устная народная поэзия. В начале XVI столетия снова оживает гуманистическая литература.

Рассадником новых гуманистических идей явился Оксфордский университет. Правда, эти идеи нередко имели богословскую оболочку; в этом отношении Англия походила на Германию...

Гуманизм: его развитие в XV веке

Флорентийцы весьма чтили память Данте, Петрарки и Боккаччо и называли их «тремя флорентийскими венцами». В течение целого столетия, всего XV века, до появления Ариосто (1474—1533), литература на народном итальянском языке не выдвинула таких крупных талантов, как Петрарка и Боккаччо. Обособленность городской верхушки от народных масс находила весьма наглядное выражение в распространении литературы на латинском языке, для масс непонятном. Однако, поскольку изучение античной культуры и языков служило обоснованием свободного светского мировоззрения нарождавшейся буржуазии, направленного против богословско-схоластической учёности средневековья, выработка этого светского мировоззрения соответствовала прогрессивным тенденциям развития культуры...

Гуманизм и его кризис

В XVI веке в Италии в связи с начавшимся процессом феодальной реакции наступают упадок городской культуры и реставрация феодальных порядков. Дворяне, некогда столь стеснённые в городских коммунах, повсюду поднимают голову; сами имущие классы городов подражают образу жизни дворянства. Центр культурной жизни перемещается во дворцы синьоров. Государи крошечных монархий Урбино, Мантуи, Феррары стремятся создать видимость процветания. Здесь возрождаются рыцарские обычаи, строятся красивые резиденции, князья приглашают ко двору знаменитых художников, поэтов, учёных.

Гуманизм в Германии в XV – XVI века

Оппозиционные настроения немецкого бюргерства нашли своё идеологическое выражение в гуманистическом движении. В Германию гуманизм проник из Италии, но при этом немецкий гуманизм имел свои собственные корни в новых экономических и социальных явлениях конца XV и начала XVI века. «...Вся эпоха возрождения, начиная с середины XV века, так и вновь пробудившаяся с тех пор философия были в сущности плодом развития городов, т. е. бюргерства» *. Зарождавшиеся в немецких городах буржуазные отношения создали благоприятную среду для развития новой идеологии.

Возрождение и гуманизм

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГУМАНИЗМ. Краткий очерк итальянских войн дает представление о той напряженной атмосфере, которая царила во Франции в первую половину века. И все же французское дворянство нашло в этих войнах отдушину для своей воинственности и жажды добычи, а это предохранило Францию от внутренних потрясений.

Время итальянских войн было временем сравнительного спокойствия внутри, периодом большой созидательной работы, экономического и культурного подъема.

Страницы