Зона развития

Зона ближайшего развития

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - теоретический конструкт, предложенный Л. С. Выготским для объяснения возможности человеческого обучения, выражающий собой процесс подтягивания психического развития за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. К этой идее Л. С. Выготский подошел при исследовании процесса образования понятий.

Зона ближайшего развития

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО (ПОТЕНЦИАЛЬНОГО) РАЗВИТИЯ - расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого. Понятие введено Л.С. Выготским, показавшим, что реальные отношения умственного развития к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения уровня актуального развития ребёнка и зоны ближайшего развития; обучение, создавая последнюю, «ведёт» за собой развитие; и только то обучение действенно, которое «забегает вперёд» развития.