Содержание и форма

Содержание и форма

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА - философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. "прообразом", идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. Эйдос). Аристотель трактовал "материю" (С.) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а Ф. - как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной "донемецкой" философской классики фактически варьируется аристотелевская парадигма соотношения С.

Форма и содержание

ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ — философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение формы и содержания характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении формы и содержания содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма отражает систему устойчивых связей предмета.

Содержание и форма

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. 1. Философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т. е. С., и способа существования и выражения этого С., его различных модификаций, т. е. Ф. Понятие Ф. употребляется также в значении внутренней организации С., и в этом значении проблематика Ф. получает дальнейшее развитие в категории структуры. В истории философии, особенно идеалистической, Ф. сводилась к структуре, а С.

Содержание и форма в искусстве

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ - важные категории эстетики. В Новое время укоренилась гегелевская интерпретация единства С. и ф. в и., не исключающая их внутренней борьбы и противоречий — источника самодвижения художественной сферы. Гегель акцентировал внимание на взаимопереходе содержания и формы при ведущей роли содержания (конкретной идеи, пафоса художника, в котором слиты субстанциальные и индивидуальные устремления). А.Ф.