Развитие

Физическое развитие

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ человека, совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биологический возраст) и морфофункциональное состояние на каждом отрезке времени. Оно подчиняется биологическим законам и зависит от комплекса социально-экономических и других условий. Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью физическое развитие - один из важных показателей санитарного состояния населения.

Развитие Я

РАЗВИТИЕ Я (EGO DEVELOPMENT). В соответствии с современными теоретическими представлениями психический аппарат при рождении индивида находится в недифференцированном состоянии, а возможности развития Я и Оно детерминируются наследственными и конституциональными факторами. В значительной степени развитие зависит также от взаимодействия ребенка и окружения. Определенные события отражают развитие Я и проявляются не только во внешнем поведении, но и в психических состояниях.

Развитие (Барнесс, 2000)

РАЗВИТИЕ (DEVELOPMENT). Поступательный процесс, при котором структуры и функции, определяющие личность человека, постепенно эволюционируют от биологического созревания индивида к его взаимодействию со средой. Такое взаимодействие осуществляется на основе генетически обусловленных последовательных этапов развития и реализации врожденных возможностей, а также при содействии внешних влияний и приобретенного индивидуального опыта.

Всестороннее развитие человека

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА — историческая перспектива и в то же время ценностный принцип, противостоящий дегуманизирующим тенденциям, имевшим место в истории человечества, и получивший свое выражение в коммунистическом идеале. Этот принцип ориентирует на безусловные ценности добра, красоты, совершенствования человека, ведущие к претворению каждым своего универсального созидательного призвания. Согласно концепции нового мышления, эти ценности имеют первенство над всеми более частными нормами и интересами и заключают в себе критерии степени гуманистичности любого типа социальности.

Задержка психического развития

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - особый тип аномалии психического развития ребёнка. Задержка психического развития имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее - дефектами конституции ребёнка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в других случаях задержка психического развития возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ЦНС (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

Развитие

РАЗВИТИЕ. Развитие – необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В древней философии не существовало понятия развития как такового, и прежде всего это было связано с циклическим пониманием времени. Предполагалось, что все изменения совершаются с постоянными возвращениями к исходному состоянию и возобновлением движения по кругу. Любая начальная точка движения, таким образом, становилась одновременно и его конечной точкой.

Развитие (НФЭ, 2010)

РАЗВИТИЕ – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью. В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль, идеология, правосознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития – далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением...

Развитие социальное

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - в отечественной социологии это процесс позитивного развития обществ (социетальных систем), различных сфер общественной жизни, социальных структур и отношений, творческих возможностей и потенциала самого человека в течение некоторого промежутка времени. Более детальное понимание развития социального требует конкретного выделения его сферы, объектов и показателей. В научной литература можно встретить разные точки зрения на этот счет. Понятие «развитие социальное» часто употребляют для обозначения развития конкретного общества (например, российского) в целом, т.е.

Развитие культурное

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЕ - закономерное изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого возникает ее новое качественное состояние, изменение состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение каких-либо культурных элементов и связей). Различные социологические концепции по-разному трактуют сущность и механизм развития культурного: либо как непрерывное развитие, результат последовательного объединения элементов культуры самого различного происхождения, непрерывно возникающих на протяжении многих веков; либо как ряд резких «скачков» в области культуры, соответствии отдельным эпохам, например, эпохе древнегреческой философии, схоластики, эпохе Возрождения, эпохе промышленных революций...

Развитие (Осипов, 2014)

РАЗВИТИЕ — в широком смысле: процесс изменения материальных и духовных структур, любых социальных объектов, перехода их от одного качественного состояния к другому. Понятие «Развитие» в отличие от понятия «изменение» не только фиксирует факт перемены, но характеризует направленность этой перемены: по линии усложнения, улучшения, совершенствования или по линии упрощения, ухудшения, разрушения объекта. Развитие в обществе коренным образом отличается от развития в природной среде вследствие активного участия в этом процессе человека, является по своей сущности процессом социальным и детерминируется, прежде всего, общественными факторами. В различных сферах жизнедеятельности общества процесс развития имеет специфику. Различают экономическое, политическое, научное, техническое, культурное, социальное и др. виды развития. В своей совокупности они образуют то, что обычно называется общественным развитием, т.е. интегральным развитием общества как такового...

Страницы