Обряд

Религиозные обряды [в Древней Греции]

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ. У греков не было ни основного собрания священных текстов типа Библии, ни единой касты жрецов, занимающихся толкованием и определением религиозных догматов. Население Древней Греции придерживалось различных верований и общалось со своими богами посредством молитв, гимнов, дивинации (гадания), жертвоприношений и приношений вотивного характера. При этом считалось, что боги могут вмешиваться в дела людей и должным образом реагировать на совершение ритуалов, хотя, конечно, существовало и довольно четкое представление о разграничении мира богов и мира людей.

Обряды перехода (Дриди, 2008)

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА. Имеющиеся в нашем распоряжении данные, касающиеся проведения обрядов перехода, весьма неравноценны. Практически все эти сведения были получены при раскопках тофетов и некрополей, хотя они касаются только некоторых обрядов, и нам, например, ничего не известно о том, как проводились торжества по случаю рождения или свадьбы.

Начиная с Диодора Сицилийского тофет воспринимался как отвратительное и гнусное место, где карфагенянин приносил в жертву своего первого ребенка.

Древние авторы, не понимая в полной мере значения карфагенских обрядов и церемоний, ассоциировали хорошо систематизированные религиозные и социальные практики с регулярным проведением искупительного жертвоприношения в честь кровожадных божеств...

Храмы, обряды и праздники [у хеттов]

Культовые центры хеттов — от скального святилища под открытым небом в Язылыкая до высившихся близ Богазкёя храмовых построек из циклопических каменных глыб — отличались чрезвычайным многообразием. В некоторых городах, как уже говорилось, храм был одновременно и местным административно-хозяйственным центром, и при нем состоял огромный штат жрецов и гражданских чиновников.

С другой стороны, в текстах упоминаются такие области, в которых сразу несколько храмов, — очевидно, имевших весьма скромные размеры, — находились под опекой одного-единственного жреца...

Обряд (Чубарьян, 2014)

ОБРЯД — исторически сложившийся устойчивый комплекс стандартизированных коллективных действий, сопровождавшийся наиболее важные (пороговые, кризисные) события жизни человека и общества. Является одной из форм проявления традиции, характеризуется слитностью, цельностью, жесткой регламентацией действий. В отечественной исследовательской практике взаимозаменяем термином «ритуал», хотя известны попытки дифференцировать эти понятия по степени сакральности и каноничности.

Обряд первой борозды

ОБРЯД ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ. В первый день года император направлялся в храм Земледелия. Там он приносил на алтаре жертву в честь изобретателя земледелия 2, чтобы в новом году страна обрела процветание и добрый урожай. Затем он шел на священное поле и там проводил плугом одну-две борозды. За ним то же делали двенадцать сановников, символизирующих двенадцать месяцев. Потом государь бросал по нескольку зерен пяти традиционных злаков (угу): пшеницы, риса, проса, сорго и бобов.

Обряд

ОБРЯД — традиционные действия, церемонии, ритуалы, сопровождающие важные события жизни человека, изменения в статусе и социальной идентичности. Выделяют семейные обряды, связанный с рождением, свадьбой, смертью, религиозные обряды, календарные (особые даты), гражданские (посвящение в статус, присуждение степеней и званий).

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 326.

Ритуал (Осипов, 2014)

РИТУАЛ — различение этих терминов (англ. — rite, ritual; франц. — rite) первоначально было связано со спецификой перевода с других языков. В западной литературе они совпадают. В отечественной — одни авторы используют их как синонимы, другие считают их разными. Понятие «обряд» у нас преимущественно ассоциируется с религиозным обрядом и культом, а понятие «ритуал» — с обрядом нерелигиозным, церемонией и строгим обычаем. Думается, целесообразно различать эти термины.

Обряд (Осипов, 2014)

ОБРЯД — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные соц. идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства. Обряды возникли еще в первобытном обществе, где они были важной формой объективизации мифов. В отличие от других социальных действий обряд не имеет непосредственного предметного результата. Смысл обряда — в усвоении личностью определенных социальных идей, норм и ценностей. Социальная роль обрядов определяется содержанием тех идей и представлений, которые он воплощает.

Обряды мусульманские

ОБРЯДЫ МУСУЛЬМАНСКИЕ — комплекс коллективных или индивидуальных ритуальных действий, составляющих основу исламского культа. Некоторые обряды мусульманские сложились под влиянием местных народных обычаев и традиций в различных регионах распространения ислама, многие из них возникли на основе более древних языческих традиций и были позже освящены исламом. Строго обязательными для всех верующих являются предписания о пятикратной ежедневной молитве — салят, соблюдении поста — саум, паломничестве в Мекку — хадж, раздаче милостыни — закят.

Пубертатные обряды

ПУБЕРТАТНЫЕ ОБРЯДЫ (от лат. pubertas - половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст), один из видов обрядов перехода. Пубертатные обряды относятся к категории обрядов жизненного цикла и знаменуют наступление половой зрелости индивида. Как правило, они чётко приурочены к проявлениям соответствующих биологических признаков (например, первая менструация у девушки, начало развития третичного волосяного покрова у юноши). Часто Пубертатные обряды (особенно женские) неверно отождествляются с возрастными посвятительными обрядами (см.

Страницы