Цезарепапизм

Цезарепапизм (СИЭ, 1974)

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ (от лат. caesar - цезарь и papa - папа) - термин, обозначающий форму правления в Византийском государстве, при которой глава светской власти - император (цезарь) фактически являлся одновременно главой церкви (папой); введен католической историографией 19 века (немецкий ученым Й. Хергенрётером и другими). Изредка этот термин употребляется в исторической литературе и в настоящее время и не только применительно к Византии.

Византийская церковь в экономическом отношении значительно больше зависела от государства, чем католическая; ее права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора...

Цезарепапизм (Маслин, 2014)

ЦЕЗАРОПАПИЗМ - такое соотношение церкви и государства, при котором церковные интересы подчиняются интересам государственным, верховная государственная власть превращается в центр религии, царю принадлежит абсолютная светская власть и жреческие функции, он становится наместником Бога на земле. Отличается от папоцезаризма, когда высшая церковная власть подчиняет гражданскую и вся полнота власти принадлежит церковному первоиерарху, и от «симфонического» религиозно-государственного союза, который достигается подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости государственной верховной власти. Большинство историков находят цезаропапизм в византийской монархии, хотя внешне отношения церкви и государства регулировались там «теорией симфонии», выраженной в предисловии к 6-й новелле Кодекса Юстиниана (482/483- 565)...

Цезарепапизм (НФЭ, 2010)

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ — понятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции. Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались «теорией симфонии», выраженной в предисловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием,— это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу»...