Представление

Понятие и представление (Горский, 1954)

Всякое понятие есть мысль о признаках предмета. Мыслится ли в понятии предмет или свойство предмета, или отношение между предметами,— во всех трёх случаях понятие является мыслью о признаках.

Однако, хотя всякое понятие есть мысль о признаках предметов, не всякая мысль о признаках есть понятие.

Так, например, представление тоже есть мысль о признаках! предмета. Когда я представляю, например, станцию московского! метрополитена «Арбатская», я непременно мыслю те или иные признаки этого сооружения, или его внешний вид, или внутренний вид, или место этой станции по отношению к окружающим улицам и площадям, или, наконец, ее положение на подземной линии Киевская — Первомайская. Представлять предмет — это значит иметь в мысли тот или другой признак или группу признаков предмета...

Представление (Конт-Спонвиль, 2012)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (REPRESENTATION). Все, что представляется в уме, все, что ум способен себе представить, — образ, воспоминание, идея, фантазия. Все это суть представления. Именно поэтому Шопенгауэр и говорит: «Мир есть мое представление». Мы ничего не знаем о мире, кроме того что ощущаем и о чем думаем. Однако если бы в мире существовали только представления, что они могли представлять?

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 434.

Представления коллективные

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ - одно из основных понятий социологии Э. Дюркгейма. Представления коллективные выражают коллективные чувства и идеи, которые обеспечивают единство и сплоченность социальной группы, являясь таким образом важнейшим фактором социальной солидарности. Они выражаются в моральных максимах, юридических кодексах, религиозных верованиях и т.п. Могут находить выражение в разного рода материальных символах, имеющих важное значение для жизни социальной группы или всего общества, а также в общих концептах (категориях), выражающих коллективный опыт.

Представление (Грицанов, 1998)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - 1) форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (см. Ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (см. Восприятие). Конституируется как на основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с прошлым, так и в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, П. выступает исходным инструментарием мыслительных операций. В отличие от других форм чувственного познания, П.

Представление (Фролов)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В представлении у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно становится его достоянием благодаря практике. Хотя представление является формой индивидуального чувственного отражения, у человека оно неразрывно связано с общественно выработанными значениями, опосредствовано языком, наполнено общественным содержанием и всегда осмыслено и осознано.

Представление (Кузнецов)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - образ ранее воспринимаемого предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов необходимы память и воображение. Поэтому П. уже относятся к опосредованному мышлению и связаны с образованием понятий.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.447.