Зависть

Зависть

ЗАВИСТЬ — проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ — материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и прочего — воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями (см. аффект) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой.

Зависть

ЗАВИСТЬ (Envy). Одна из наиболее примитивных и фундаментальных эмоций, проявляющаяся в виде деструктивных импульсов ребенка, действующих с первых дней его жизни. Кляйн полагала, что зависть имеет конституциональную основу в качестве проявления в психике влечения к смерти. Впервые она возникает по отношению к хорошей груди — источнику пищи, теплому и комфортному, в отличие от младенца, переживающего стресс из-за болезненных чувств беспомощности и зависимости и желающему самому быть тем, кто обеспечивает благополучие.

Зависть (Рапацевич, 2006)

ЗАВИСТЬ - проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.) воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. Психологической основой зависти является несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношение к другим, как к себе самому и отсутствие сорадования его успехам).

Зависть (НФЭ, 2010)

ЗАВИСТЬ — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом которые отсутствуют у завистника, и сопровождающее» желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополни тельным квалифицирующим признаком зависти как порока Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревнователь ной или подражательной зависти, которая ведет к попыткам «социально полезными способами» обрести лелеем» благо, а также от «белой», или «кроткой», зависти, которая является лишь одной из форм признания высокого статус определенного блага. В комплекс эмоциональных реакций связанных с завистью, входит также злорадство. Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслужен» оно или нет...

Зависть (Барнесс, 2000)

ЗАВИСТЬ (ENVY). Недовольство по поводу того, что другой обладает чем-то, чем индивид хотел бы обладать сам. Характеризуется чувством недовольства по поводу удачливости другого лица, враждебностью по отношению к нему; досадой и подавленностью из-за собственной предполагаемой неполноценности, жаждой обладать недостающим свойством. Поскольку объект зачастую недостижим, зависть обычно разрешается посредством отказа от желаний и принятия реальности. Психоаналитический прототип зависти — зависть к пенису, но зависть может быть направлена на самые разные атрибуты.

Зависть (Шапарь, 2009)

ЗАВИСТЬ — проявление мотивации достижения, при которой чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ — материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и т. п. — воспринимаются субъектом как угроза ценности своего Я и сопровождаются аффективными переживаниями. Психологическая основа зависти — несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая «белая зависть» — мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию...