Навруз

Ноуруз в Пакистане

Ноуруз -  праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Ноуруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям, точнее говоря – он возник задолго до появления на Земле ислама. Однако, традиции Ноуруза никогда не шли кардинально вразрез с законами ислама, поэтому ему удалось сохраниться в исламской среде, несмотря на то, что принадлежит он гораздо более древней религии – зороастризму. 

Навруз в Иране

Установление этого праздника традиционно связывают с именем легендарного царя Джамшида, который, как писал Фирдоуси в поэме «Шахнаме», был сыном Тахмураса (Тахма-Урупи) и праправнуком самого первого царя Каюмарса (Гайамарты). Правление Джамшида описывается как эпоха благоденствия, длившаяся 700 лет, в течение которых он изобрел шелк и воинские доспехи, искусство мореплавания, добычу драгоценных камней, медицину и лекарства, благовония и многое другое. «Навруз считается одним из древнейших праздников, сохранившихся с эпохи древности, одной из наиболее ярких традиций на ниве культурной общности и фактором культурной интеграции между Ираном и странами иранского цивилизационного ареала, - пишет Бахаре Сазманд в книге «Навруз: праздник, объединяющий народы». - Помимо Ирана, этот обычай имеет распространение также и в других странах иранского цивилизационного ареала, в том числе в Центральной Азии, на Кавказе, в соседних странах к западу и востоку от Ирана...

Навруз

НАВРУЗ (перс.-тадж. «нав» — новый, «руз» — день) — праздник Нового года по солнечному летоисчислению у персоязычных народов. По-персидски Новый год совпадает с весенним равноденствием. Навруз известен еще с дозороастрийских времен. В государстве Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.) и Сасанидов (III—VII вв. н. э.) Навруз считался главным праздником. После распространения ислама в Иране и Средней Азии Навруз был запрещен, но, несмотря на преследования, широко отмечался в народе, особенно популярны были его обряды, связанные с практикой земледельцев, например, обряд первой борозды — начало весеннего сева. В Средние века мусульманское духовенство, не сумев искоренить этот народный языческий праздник, внесло в него некоторые исламские компоненты и признало его богоугодным. Наряду с традиционными ритуалами в настоящее время получили признание такие обрядово-праздничные мероприятия Навруза, как фестивали, конкурсы, массовые шествия, спортивные игры и т.д.