Карматы

Карматы (РИЭ, 2020)

КАРМАТЫ (араб. карамита, или карматийа; ед. ч. кармати) — религиозно-политическое течение в исламе, пик активности которого пришелся на конец IX — начало X века и совпал с кризисом Халифата. Выделились из исмаилитов и первоначально именовались мубаракитами или «семеричниками» (сабийа, от числа почитавшихся ими имамов шиизма). Название — предположительно, от прозвища Кармат (или Карматавайхи, интерпретации разнятся — от «Коротконогий» до «Красноглазый»), данного Хамдану ибн аль-Ашасу, который считается основателем течения (хотя первое упоминание о карматах встречается у Табари под 869 годом, когда их отряд якобы сражался против Аббасидов халифата в ходе Зинджей восстания)...

Карматы (ВИ, 1957)

Не менее сильный удар, чем восстание зинджей, Аббасидскому халифату нанесло в конце IX и в Х веках карматское движение — широкое антифеодальное движение беднейших бедуинов, крестьян и ремесленников в Сирии, Ираке, Бахрейне, Йемене и Хорасане. Тайная организация карматов (происхождение слова «кармат» не выяснено) сложилась ещё во время восстания зинджей, возможно, в ремесленной среде. Карматы выдвинули лозунги социального равенства (не распространявшегося, однако, на рабов) и общности имущества.

Талимиты

ТАЛИМИТЫ, карматы — приверженцы одного из двух направлений исмаилитов. Когда, на рубеже IX и X веков часть исмаилитов во главе с иракским проповедником Хамданом Карматом (отсюда второе название талимитов — карматы) создали независимое государство Бахрейн, произошел раскол исмаилитов на два лагеря: фатимидов и талимитов, или карматов. Талимиты не признали притязаний на имамат Убейдаллаха аль-Махди и отмежевались от фатимидов. В 906 году в самом Ираке восстание талимитов было жестоко подавлено, но к этому времени община талимитов в Бахрейне окрепла настолько, что в ответ на расправу иракских властей вторглась в Ирак, а затем и в Иран. Более того: в 930 году талимиты ворвались в Мекку, ограбили Каабу и увезли священную для всех мусульман реликвию — «черный камень». Лишь через 20 лет за большой выкуп саудовским властям удалось вернуть святыню на ее прежнее место. В конце XI века государство бахрейнских талимитов прекратило свое существование.

Карматы (Гогоберидзе, 2009)

КАРМАТЫ, талимиты — последователи одного из двух основных течений исмаилизма (см. Исмаилиты). Получили свое название по имени исмаилитского проповедника Хамдана Кармата, под чьим предводительством в конце IX века началось крупное религиозно-политическое движение в Ираке. К восстанию примкнули широкие слои населения, увлеченные проповедями Кармата, его призывами к установлению социальной справедливости, которую исмаилиты, как и шииты в целом, связывали с приходом ожидаемого махди из рода Али. Карматские проповедники развернули активную деятельность также в Сирии, Бахрейне, Иране, Индии. На рубеже IX-X веков карматы создали независимую общину-государство Бахрейн. Тогда и произошел раскол в исмаилитском движении. К. выступили против исмаилитского руководства и отмежевались от Фатимидов, не признав притязаний на имамат Убейдаллаха аль-Махди. Восстание карматов в Нижнем Ираке с большим трудом было подавлено только в 906 году, но к этому времени возросло могущество бахрейнских карматов, которые захватили Оман, вторгались в Ирак и Иран, напали на караваны паломников...

Исмаилиты и карматы (ИСЗАвСВ, 1970)

ИСМАИЛИТЫ И КАРМАТЫ. В середине VIII в. шестой шиитский имам, Джафар ас-Садик, отстранил от наследования имамата своего старшего сына Исмаила и назначил своим преемником другого сына — Мусу Казима. После смерти шестого имама часть шиитов признала седьмым имамом Мусу Казима — их стали называть имамитами или, позднее, иснаашаритами («двенадцатеричниками», ибо всего имамов у них было 12). Сторонники Исмаила, исмаилиты, считавшие его отстранение от права на имамат незаконным, признали седьмым имамом Мухаммеда, сына Исмаила (умершего раньше отца). Действительной причиной этого раскола среди шиитов, вероятно, было недовольство пассивной позицией Джафара ас-Садика по отношению к Аббасидам со стороны более радикальных элементов среди шиитов и их стремление к активным действиям, ибо к тому времени, как сказано выше, области халифата были охвачены народными движениями. Так появилась новая ветвь шиизма — исмаилиты. Со временем они разделились еще на две подсекты. Одна из них (фатимидские исмаилиты, каких назвали позднее) признавала имамами потомков Мухаммеда ибн Исмаила — «скрытых имамов», местопребывание и даже имена которых сообщались только немногим избранным и оставались неизвестными массе сектантов. Другая подсекта учила, что имамов должно быть всего семь, поэтому Мухаммед ибн Исмаил должен считаться последним имамом («семеричники», позднее их назвали карматами)...