Анализ

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тулла.

АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение, расчленение). Операция мышления, представляющая собой расчленение — в плане представлений или материального моделирования — предмета или явления на составные части и последующее рассмотрение каждой из них вне связи с целым. С анализа начинается любое научное исследование.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 30.

 

Анализ

АНАЛИЗ (от греч. ανάλυσις — разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков...

Анализ (НФЭ, 2010)

АНАЛИЗ (от греч. αναλυσις – разложение, расчленение) – процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков.

Каузально-динамический анализ

КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (от лат. causa — причина, dynamikos — сильный и греч. analysis — разложение, расчленение). Методологическая стратегия, разработанная Л. С. Выготским, служащая выделению «единицы» психического. В отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально-динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое.

Анализ структурно-функциональный

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ. Направление социологической мысли, господствующее в американской науке в период после Второй мировой войны, объединяющее в единую теорию функционализм и структурализм. Его исходные предпосылки были сформулированы Э. Дюркгеймом, А.Р. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, В. Парето. Современные представители (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис и др.) видят главную задачу социологии в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Этому направлению присущ так называемый нормативизм, т.е.

Активный анализ

АКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (от лат. actus - действие, движение и analysis — разложение, расчленение). Форма глубинной психотерапии, разработанная В. Штекелем и Ш. Ференци в противовес психоанализу, т. е. «пассивному анализу» (Stekel W. Aktive «Psychoanalyse». Bern, 1980), которая объединяет в себе элементы психоанализа (прежде всего метод свободных ассоциаций) и другие психотерапевтические методики. В данном методе значительное место занимает рациональная психотерапия, которая в большей степени ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни пациента, а не на ранний детский опыт, как в психоанализе...

Дискурсивный анализ

ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ - метод анализа текста, в основе которого лежит представление о дискурсе как сложном коммуникативном явлении, включающем акт создания определенного текста, а также зависимость речевого произведения от различных экстралингвистических факторов - знаний о мире, мнений, установок и конкретных целей говорящего [М. В. Ильин]. Дискурс определяется как произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения и отражающий некоторый концепт [В. 3. Демьянков].

Анализ экзистенциальный

АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — одно из направлений современного психоанализа, основанное на комбинации идей З. Фрейда и М. Хайдеггера; направлено на исследование личности во всей полноте и уникальности ее существования — экзистенции. Его создатель — швейцарский психиатр и философ Людвиг Бинсвангер, ученик и друг Фрейда и К. Г. Юнга. Он существенно модифицировал теорию и практику психоанализа, ориентируясь на исследование подлинного бытия личности, обнаруживаемого при углублении личности в себя с целью выбрать независимый ни от чего внешнего «жизненный план».

Анализ учебный

АНАЛИЗ УЧЕБНЫЙ — психоаналитическая процедура, служащая целям образования высококвалифицированных психоаналитиков. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя как клиент. Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик не только должен владеть теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но должен научиться: отслеживать проявление своих собственных комплексов; сознательно контролировать контрперенос; также взаимодействовать со своим бессознательным, и пр.

Анализ трансакционный

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ (анализ трансактный, анализ взаимодействия) — Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей. Анализ трансакционный содержит:

1) анализ структурный — теория эго-состояний;

2) собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии трансакции как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;

Анализ регрессионный

АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ — метод статистический, позволяющий изучать зависимость значения среднего некоей величины от вариации другой величины или нескольких величин (в этом случае применяется множественный анализ регрессионный). Понятие ввел Ф. Гальтон, установивший факт определенного соотношения между ростом родителей и их взрослых детей: он заметил, что у родителей самого низкого роста дети оказывались несколько выше, а у родителей самого высокого роста — ниже. Подобную закономерность он назвал регрессией.

Страницы