Несторианство

Несторианство (Линь Мэйцунь, 2017)

Ван Яньдэ в  седьмой год правления Северной Сун под  девизом Тайпин Синго (982  г.) посетил Гаочан-Уйгурское государство и  увидел там «множество манихейских храмов, персидских монахов, у каждого свое учение, буддизм же они называют иной верой». При династии Тан несторианство называлось «персидской религией», поэтому миссионеры Цзинцзин и Алобэнь, прибывшие в танский Китай, назывались персидскими монахами. В «Сун ши: Тяньчжу чжуань»  — «История династии Сун: повествование о Тяньчжу») имеется запись: «На третий день пятой луны девятого года под девизом Тайпин Синго [984 г.] хуэйгу области Сичжоу вместе с иноверцами из Персии явились с данью к императорскому двору». Персидские монахи, о которых говорит Ван Яньдэ, как и  «иноверцы из  Персии»  — это гаочанские последователи персидского несторианского учения...

Несторианство (Гумилёв)

НЕСТОРИАНСТВО — течение в христианстве, основанное в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428- 431 годы, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осужден как еретик на Эфесском соборе в 431 году. Несторианство пользовалось значительным влиянием вплоть до XIII века в Иране и от Средней Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке и Сирии. Несторианство упоминается в трудах Гумилёва.

Несторианство (Гюиз)

ХРИСТИАНСТВО И НЕСТОРИАНСТВО. Евангелизация апостолами стран на востоке иранской территории, в особенности миссионерские поездки св. Фомы в Индию, предполагала, по всей видимости, предварительное путешествие по парфянской империи. О христианских общинах в Иране известно с начала II в. в регионах Адиабены (вблизи Арбелы) и у Осроены (вблизи Эдессы). В начале сасанидской эпохи от пограничных районов Осроены и Адиабены на севере до регионов Хузистана (Сузианы) и Мезены на юге было уже приблизительно двадцать епископов (во время арабского вторжения насчитывалось десять столичных крупных областей, находящихся под управлением крупного иерарха церкви и девяносто шесть епископств). Присутствие христиан в этих двух богатых, но относительно малонаселенных южных регионах, и даже в других регионах, немного дальше к востоку, таких, как Парфия, Мидия или Персия, о котором упоминает философ Бардезан (конец II — начало III в. н.э.), вызвано, по крайней мере частично, массовыми депортациями, осуществленными Шапуром I...

Несторианство (Подопригора)

НЕСТОРИАНСТВО — религиозно-политическое учение в Византии V веке, названное по имени его основателя, константинопольского епископа Нестория. Расходилось с ортодоксальным церковным учением в трактовке соотношения божественной и человеческой природы в Христе. Как и в арианстве, в несторианстве предметом критики явилось мистическое понятие Богочеловека, но если Арий, опираясь на традиции античного рационализма, рассматривал Христа как младшее божество, посредствующее между Богом и людьми, то Несторий признавал Логос (Христа) предвечно рожденным от Бога. Он расчленял его на Бога Сына и человека Иисуса, связь между которыми оказывалась условной и относительной.

Несторианство

НЕСТОРИАНСТВО — еретическое течение, основанное в V в. константинопольским патриархом Несторием, утверждавшим, что Христос был рожден человеком и лишь потом стал Сыном Божиим (мессией). Осуждено на Эфесском Вселенском соборе в 431 г.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.104.

Несторианство (БСЭ, 1974)

НЕСТОРИАНСТВО, течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основатель — Несторий, патриарх Константинополя в 428—31 [до этого был священником в Антиохии (Сирия)]. В Н., сохранявшем элементы античного рационализма, предметом критики являлось мистическое христианское понятие "богочеловека". Согласно Несторию, дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего (мессии); в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчёркивало единство человеческого и божественного). Социальную опору Н. составляли главным образом круги, ещё поддерживавшие античные традиции...