Маздеизм

Маздеизм

МАЗДЕИЗМ И ЗЕРВАНИЗМ САСАНИДОВ. Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается специалист по маздеизму сасанидской эпохи, состоит в том, что письменные среднеперсидские источники (за исключением царских и частных надписей) датируются по большей части исламской эпохой (IX—X вв.) и, таким образом, не относятся к изучаемой эпохе. Вопреки этому факту информация по сасанидскому маздеизму, которой мы располагаем, более существенная, чем знания, относящиеся к предыдущим эпохам, даже при том, что многочисленные вопросы остаются без ответа.

Маздеизм

МАЗДЕИЗМ АРШАКИДОВ. Мало информации о маздеизме (и о религиях вообще) сохранилось с периода конца ахеменидской эпохи до конца аршакидской эпохи. Можно сказать с уверенностью лишь то, что изображение Александра Великого в зороастрийской традиции крайне негативное, без каких-либо исключений. На это имелось множество причин. Он получил даже эпитет «проклинаемый» (мусульманское истолкование далеко не столь безапелляционно). Ввиду македонского происхождения Селевкидов иранские боги не были для них, по всей видимости, столь же значимы, как для их предшественников и преемников из числа иранцев. Кроме того, Селевкиды ушли от зороастрийского календаря и во времена Антиоха III (223—187 гг. до н.э.) ввели династический культ. Похоже, что они продолжали активно поддерживать местные религиозные традиции (даже если именно в период Антиоха III и существовало несколько контрпримеров), было бы ошибочно думать, что существовало сопротивление их власти, базирующееся на религиозных мотивах...

Маздеистские божества, высшие существа и демоны

…В этих [поздних авестийских] текстах более выражены дуалистические концепции, чем в «Гатах», но посредством противопоставления Благотворного духа (авест. Спэнта Маинйу ) и Злого духа (авест. Ангра Маинйу) отныне они выражены сильнее, чем более ранняя антитеза между «правдой» (авест. Аша) и «ложью» (авест. Друг). Ахура Мазда некоторым образом выше и вне конфликта между Ашей (который в более поздних текстах принимает скорее форму божества, чем абстрактного принципа) и Друг из «Гат», но в поздних текстах «Авесты» он вмешивается в самую гущу боя и оказывается прямым противником Ангра Маинйу.

Зороастрийское учение (Филип Гюиз, 2007)

ЗОРОАСТРИЙСКОЕ УЧЕНИЕ «АВЕСТЫ». В наиболее древний период существования их религии сторонники Зороастра (Заратуштры) не имели собственного названия для своей веры. Позже они заявляли, что являются сторонниками маздеистской религии, и что их религиозные противники их нередко порочили, называя огнепоклонниками. Зороастрийское учение объясняется в «Авесте», самая древняя часть которой — «Гаты» и некоторые другие тексты содержат «слово пророка» (если предполагать, конечно, что Зороастр действительно существовал). В более поздних текстах Зороастр сам оказывается объектом культового поклонения.

Маздеизм (Подопригора)

МАЗДЕИЗМ — распространенное название ряда иранских религиозных систем, происходящее от имени верховного божества Ахурамазды. Впервые культ Ахурамазды засвидетельствован в северо-западном Иране в VIII веке до н. э. Термин «Маздеизм» иногда употребляется как синоним зороастризма, особенно для сасанидского периода (III—VII вв.). Маздеизм, однако, не ограничивается зороастризмом, ряд почитающих Ахурамазду других иранских религий (персов ахеменидского периода, мидийских магов и др.) расходится с ним по многим положениям. 

Зороастризм (Кузнецов, 2007)

ЗОРОАСТРИЗМ, маздеизм, авестизм, огнепоклонство — древнеиранская религия, возникшая в VII—VI вв. до н.э. Основателем считается Заратуштра (авест., Зороастр — древнегреч., Зардушт — среднеиран.). Основными источниками являются пять Гат в «Ясне», входящие в состав священной книги 3. Авесты. Первоначально Заратуштра выступил с проповедью у себя на родине, но не был признан, подвергся преследованиям со стороны правителя Дурашравы и покинул родину. Его покровителем и последователем стал Виштаспа, способствовавший распространению 3. в Иране. По другим источникам пророк был убит.