Возрождение

Возрождения средневековые

В научной литературе под этим названием объединяются несколько периодов интенсивной культурной деятельности, основой которой является подъем интереса к наследию дохристианской древности; ни о числе возрождений средневековых, ни о содержании этого понятия, ни о самой его уместности единого мнения до сих пор не установилось. Впервые идею «возрождения до Возрождения» выдвинул Ж.-Ж. Ампер (1839— 1840 годы); согласно его точке зрения, возрождений средневековых было два: при Карле Великом и в конце XI века.

Последователи Ампера значительно умножили их число. К общепризнанным относятся Возрождение средневековое каролингское, Возрождение средневековое оттоновское и «Возрождение средневековое XII века»...

Каролингское возрождение (Ле Гофф, 2003)

Если трудно признать подлинным и законченным возрождение городов до XII века, то разве можно пройти мимо тех перемен в области культуры конца VIII — первой половины IX века, которые традиционно именуются Каролингским возрождением?

Не отрицая последнего, не говоря, подобно иным историкам, о так называемом возрождении, мы хотели бы уточнить его границы.

Для «Возрождения» у него отсутствуют те количественные показатели, которые предполагаются самим этим понятием. Да, повысился уровень культуры детей аристократов, учеников дворцовой школы, тех из клириков, кто обучался в немногих крупнейших монастырских и епископальных центрах. Но одновременно Каролингское возрождение практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей из окрестных деревень...

Культура Возрождения в Англии

Культура Возрождения с её идейной основой — философией и эстетикой гуманизма — возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно, что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но гораздо заметнее, чем влияние итальянского образца, самобытный характер английской культуры этого времени. Трагическая судьба свободного крестьянства в эпоху первоначального накопления, быстрая ломка средневековых порядков под натиском силы денег, развитие национального государства с его противоречиями — всё это придаёт общественным вопросам в Англии особую остроту.

Раннее Возрождение

Зарождение капиталистических отношений в недрах феодальной формации имело для Западной Европы своим результатом весьма важные перемены во всей культурной жизни. Наступила эпоха Возрождения. По словам Энгельса, это был «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством»  *.

Следствием тех изменений, которые произошли в экономическом базисе общества, было возникновение экспериментального естествознания, открытие и изучение памятников античной культуры, расцвет искусства и развитие светского мировоззрения, сломившего духовную диктатуру церкви, возникновение литератур на новых, современных языках и появление профессионального театра. Естественно, что в разных странах культура эпохи Возрождения приобретала различный характер, в зависимости от местных условий...

Искусство позднего Возрождения

Искусство позднего Возрождения, т. е. в период с 30-х годов до конца XVI столетия, представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Воинствующая католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и потому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые связали своё творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своём творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Эти художники получили название «маньеристов», потому что они стремились не изучать природу и её законы, а внешне усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и главным образом Микельанджело...

Оттоновское Возрождение

«ОТТОНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ». В последней трети Х и в начале XI века наблюдался известный подъём культурной жизни лишь в Германии, так называемое «оттоновское возрождение». При королях Саксонской династии Оттонах I, II и III, завладевших Северной Италией вместе с титулом римских императоров, германский королевский двор стал одним из центров церковно-феодальной культуры. Здесь подвивался и названный выше Герберт, учитель императора Оттона III, который возвёл Герберта на папский престол под именем Сильвестра II, и епископ Кремоны лангобард Лиутпранд, автор нескольких историкополитических произведений. При дворе Оттона III имелась библиотека, в которой были собраны рукописные копии произведений древних авторов— Ливия, Персия, и др...

Возрождение и гуманизм

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГУМАНИЗМ. Краткий очерк итальянских войн дает представление о той напряженной атмосфере, которая царила во Франции в первую половину века. И все же французское дворянство нашло в этих войнах отдушину для своей воинственности и жажды добычи, а это предохранило Францию от внутренних потрясений.

Время итальянских войн было временем сравнительного спокойствия внутри, периодом большой созидательной работы, экономического и культурного подъема.

Возрождение (ЛГ.Э, 2013)

ВОЗРОЖДЕНИЕ — эпоха в истории итальянской культуры XIV-XVI веков. Мировоззрение гуманистов Возрождения, в противовес средневековому теоцентризму, поставило в центр внимания человека и всестороннее развитие его личности. Человек считался способным к нравственному совершенствованию без содействия Божественной благодати. Возрождение отождествило Бога и природу, пришло к обожествлению природы и человека. Принято было считать, что мрачные века Средневековья, где большинство людей было безграмотно и где творились страшные зверства, сменились «светлой» эпохой Возрождения.

Возрождение византийское и итальянское

Рассматривая вопрос о влиянии на итальянское Возрождение средневековой греческой традиции в целом и византийских греков в частности, очень важно помнить, что не интерес к классической античности и знакомство с ней вызвали Возрождение в Италии. Наоборот, условия итальянской жизни, вызвавшие и развившие Возрождение, стали основной причиной интереса к античной культуре. В середине XIX века некоторые ученые полагали, что итальянское Возрождение было вызвано греками, бежавшими от турецкой опасности в Италию, особенно после падения Константинополя в 1453 году. Для примера можно привести слова нашего известного славянофила первой половины XIX века И. В. Киреевского, который писал: “Когда со взятием Константинополя свежий, неиспорченный воздух греческой мысли повеял с Востока на Запад, и мыслящий человек на Западе вздохнул легче и свободнее, то все здание схоластики мгновенно разрушилось.” ...

Ренессанс

РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ) — эпоха в истории европейской культуры, переходная от Средневековья к Новому времени, от аграрной цивилизации к цивилизации индустриальной (в Италии XIV—XV вв., в других странах Европы — XV-XVI вв.). В это время на базе возрождаемых античных духовных ценностей сформировалось новое представление о человеке как самостоятельной творческой личности, способной «продолжить дело Бога на Земле». В противовес католическому церковному миросозерцанию эпоха Ренессанса породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала высокие образцы реалистического искусства, ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, пробуждением интереса к литературе, искусству, философии Древней Греции и Рима...

Страницы