Арианство

Арианство (Смирнова, 1999)

АРИАНСТВО — учение в христианстве, основоположником которого был александрийский пресвитер Арий (начало IV века). Арий утверждал, что Сын Божий (Иисус Христос) не единосущ, а подобносущ Богу-Отцу, так как Сын сотворен Отцом и, следовательно, не является предвечным, как Бог-Отец. Это означало отрицание одного из главных догматов церкви о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына. Несмотря на скорое осуждение как ереси (Никейский вселенский собор 325 г.), арианство в IV веке стало наиболее массовым еретическим движением в Римской империи, а при Констанции II (337—361 гг.) пользовалось поддержкой императора. В конце IV века законами императора Феодосия арианство было запрещено...

Арианство (СА, 1989)

Арианство — учение в христианстве, основоположником которого был александрийский пресвитер Арий (начало IV века). Арий утверждал, что Сын Божий (Иисус Христос) не единосущ, а подобносущ Богу-Отцу, так как Сын сотворен Отцом и, следовательно, не является предвечным, как Бог-Отец. Это означало отрицание одного из главных догматов церкви о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына. Несмотря на скорое осуждение как ереси (Никейский вселенский собор 325 года), арианство в IV веке стало наиболее массовым еретическим движением в Римской империи, а при Констанции II (337—361 годы) пользовалось поддержкой императора. В конце IV века законами императора Феодосия арианство было запрещено...

Арианство (ВИ, 1956)

Миланский эдикт привлёк на сторону Константина христиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин. О настроениях западных христиан позволяют судить постановления (так называемые «каноны») двух епископских съездов — соборов, состоявшихся на Западе в 306 и 314 годы.

Арианство (Васильев, 1998)

При создавшихся новых условиях церковной жизни в начале IV века христианская церковь переживала время напряженной деятельности, которая особенно ярко выражается в области догматики. Догматическими вопросами в IV веке занимались уже не отдельные лица, как то было в III веке, например Тертулиан или Ориген, но целые многочисленные по составу партии, прекрасно организованные.

Соборы в IV веке становятся обычным явлением, и в них усматривается единственное средство для разрешений спорных церковных вопросов. Но уже в соборном движении IV века замечается новая, в высшей степени важная, черта для всей последующей истории отношений между духовной и светской властью, между церковью и государством. Начиная с Константина Великого, государственная власть вмешивается в догматические движения и направляет их по своему усмотрению. В последнем случае далеко не всегда государственные интересы совпадали с интересами церковными...

Арианство (НФЭ, 2010)

АРИАНСТВО – еретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. 4 в.). Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии (Лукиан Антиохийский); в его системе содержатся также элементы христианского неоплатонизма. Основные положения этой доктрины выражены в поэтической форме в его сочинении «Пир» (θάλεια) (сохранились фрагменты). Арий исходил из представления о Боге как нерожденном, вечном, безначальном, самодостаточном единстве, имеющем в себе собственный (неипостасный) Логос, который не тождествен Сыну.

Ариане (АП, 1999)

АРИАНЕ — последователи александрийского пресвитера Ария (? — 336), в отличие от ортодоксальной церкви учившего, что Бог-Сын рожден, не мог существовать до своего рождения и, значит, имел начало и не равен Богу-Отцу. Начавшись с Ария, это учение приобрело множество направлений - вплоть до того, что некоторые ариане считали Сына не одной из ипостасей Троицы, а лишь «превосходным творением» Отца, ему не единосущным (омоофбиос; в ортодоксальном толковании), а подобносущным (омоиофбиос), подобным (омоиос) т.п.

Арианство (Рюкуа, 2014)

АРИАНСТВО — течение в христианстве. Возникло в Римской империи и получило название по имени его основателя — александрийского священника Ария. Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому Бог Сын единосущен Богу Отцу. По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) — творение Бога, следовательно, не единосущен Ему, то есть в сравнении с Богом Отцом является Сущностью низшего порядка. — Примеч. пер.

Цитируется по изд.: Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 22-23.

Арианство (МВН)

АРИАНСТВО, одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских народов еще в 6 и 7 вв.

Арианство (Новиков, 1987)

АРИАНСТВО - одно из течений в христианстве 4—6 веков, названное по имени его основателя александрийского священника Ария (умер в 336 году), который утверждал, что сын божий Христос не истинный бог, а лишь «превосходнейшее творение» бога-отца. Арианство было признано Никейским со бором в 325 году еретическим, а сам Арий отлучен от церкви. Однако арианство долгое время сохранялось в Римской империи и некоторых государствах Западной Европы. В период Реформации его идеи были восприняты рядом протестантских сект.

Ариане (Богуславский, 2004)

Ариане — христианская секта, последователи Ария, проповедовавшего еретич., с точки зрения офиц. христ. церквей, учение о неравенстве Иисуса Христа по сравнению с Богом-отцом. Арианская ересь получила широкое распространение и была окончательно осуждена (381) на Вселенском соборе, однако в XVII в. всё ещё имела многочисл. сторонников в Вост. и Центр. Европе. Так, в Речи Посполитой было достаточно много ариан, у которых в Гоще одно время скрывался Г. Отрепьев. Об этом сообщал, напр., кн. Я. Острожский в своём письме кор. Сигизмунду III Вазе от 2 мар.

Страницы