Баденская школа

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА, фрейбургская школа, - одно из направлений неокантианской философии конца 19 - начала 20 веков; ее представители (проф. Фрейбургского ун-та в Бадене В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.) занимались обоснованием идеализма преимущественно в области методологии истории. См. в ст. Неокантианство.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

 

Баденская школа (РИЭ, 2015)

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (также Фрейбургская, Гейдельбергская, Юго-западно-немецкая) — наряду с Марбургской школой, одно из ведущих направлений неокантианства (конец XIX — начало XX века). В отличие от Марбургской школы, ориентирующейся преимущественно на математическое естествознание, для философов Баденской школы характерен уклон в гуманитарные науки. Основные представители: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк, И. Кон, Р. Кронер. Основной заслугой Б. ш. является введение в философию понятия ценности.

Баденская школа (НФЭ, 2010)

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА, также Фрейбургская, Гейдель- бергская, Юго-западнонемецкая — одно из двух, наряду с Марбургской школой, ведущих направлений неокантианства. Основные представители: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк, Й. Кон, Р. Кронер. В отличие от Марбургской школы, ориентирующейся преимущественно на математическое естествознание, для философов Баденской школы характерен уклон к гуманитарным наукам (Geisteswissenschaften). Исходным пунктом послужило намеченное Виндельбандом (в его Страсбургской ректорской речи 1894 «История и естествознание» — Geschichte und Naturwissenschaft. — Idem.

Баденская школа (Грицанов, 1998)

БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗАПАДНОГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА - направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально-психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 - начале 20 вв. Свое название получило от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители школы - Виндельбанд и Риккерт. Разработанная Б.Ш. классификация наук, в основу которой положены различия по "формальному характеру познавательных целей наук" (т.е.

Баденская школа (Кириленко, Шевцов, 2010)

БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ) ШКОЛА неокантианства — одно из направлений западной философии последней трети XIX — первой трети XX века. Основные представители — В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э.Ласк. Баденская школа трансформирует основные положения кантовской философии — учение о «вещи в себе», о соотношении «чистого» и практического разума; кантовский априоризм. Определенное влияние на философию Баденской школы оказал Э. Гуссерль. Для Баденской школы базисной реальностью является сфера социального опыта. Баденская школа отказывается от кантовского признания «вещи в себе», бытие всякой вещи рассматривает как бытие в сознании. Вместе с тем Баденская школа отвергает субъективизм, полагая, что результат познания — всеобщее и необходимое, трансцендентальное знание. Достижение трансцендентального знания возможно, если ориентацию на ценности признать общеобязательной для познающего субъекта. Философия — наука о ценностях... ценности образуют самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, — мир трансцендентного. Одна из основных проблем Баденской школы — взаимосвязь трансцендентного и имманентного — царства ценностей и действительности. Трансцендентное, «чистая» ценность соединяется с действительностью с помощью иррационального прыжка, не поддающегося логической реконструкции...

Баденская школа (Фролов, 1991)

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА — одна из влиятельных в начале 20 века школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения Баденской школы излагались профессорами Виндельбандом и Риккертом в университетах земли Баден — в Гейдельберге и Фрейбурге. Основная идея Баденской школы — противопоставление метода истории методу естествознания; история — якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность; естествознание — наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы. И в тех и в др. науках понятия — не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам: в естествознании — установке на познание общего, в истории — на познание индивидуального. Баденская школа исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерности связывается с так называемой теорией ценностей, исходным пунктом которой явилось одно из значений «вещи в себе» у Канта. Учения эти были развиты Г. Мюнстербергом (1863—1916), Э. Лаской (1875— 1915), в применениях к эстетике — И. Коном (1869—1947) и Б. Христиансеном, а в применении к социологии — Вебером. В немарксистской социологии 60-х гг. 20 века идеи Баденской школы развивались в духе субъективизма и волюнтаризма. Представители этого направления в ФРГ — В. Таймер и Г. Риттер.