Эмпириомонизм

Эмпириомонизм (Маслин, 2014)

ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. empeiria - опыт и monos - один, единственный) - философская концепция, выдвинутая Богдановым в начале XX века и основанная на монистическом истолковании опыта. Несмотря на эволюцию своих философских воззрений, Богданов до конца жизни оставался марксистом. Он одним из первых предпринял попытку построить такую модель философии марксизма, которая была бы направлена против ее изоляции от общего направления развития философской культуры и в которой акцент был сделан на ее синтезе с другими философскими системами. В основе эмпириомонизма лежат три важнейшие установки.

Эмпириомонизм (НФЭ, 2010)

ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. ἐμπειρία – опыт и μόνος – один, единственный) – философская концепция, выдвинутая А.А. Богдановым в первом десятилетии 20 века и основанная на монистическом истолковании опыта. Несмотря на эволюцию своих философских воззрений, Богданов до конца жизни оставался марксистом. Он одним из первых предпринял попытку построить такую модель философии марксизма, которая была бы направлена против ее изоляции от общего направления развития философской культуры.

Эмпириомонизм (Подопригора, 2013)

ЭМПИРИОМОНИЗМ [от греч.  ἐμπειρία — опыт и μόνος  — один, единственный] — форма махизма, основанная на своеобразном монистическом истолковании опыта. По мнению Богданова, создателя эмпириомонизма, Мах и Авенариус не объясняют, почему в едином по материалу, т. е. состоящем всюду из элементов-ощущений, опыте присутствуют две закономерности — физический и психический ряды элементов, принципиально не сводимые друг к другу.

Эмпириомонизм (Фролов, 1991)

ЭМПИРИОМОНИЗМ (греч. empei ria — опыт и monos — единственный) — так Богданов назвал свою философию — разновидность эмпириокритицизма, махизма. Эмпириомонизм основан на субъективно- идеалистическом понятии Маха о нейтральности элементов опыта (т. е. ощущений). Философия Авенариуса и Маха дуалистична, по мнению Богданова, потому что она построена на основе автономности психического и физического рядов элементов индивидуального опыта, к-рому необходимо дать монистическую интерпретацию; отсюда название богдановской теории — «Эмпириомонизм». С точки зрения эмпириомонизма, все есть так или иначе организованный опыт (понимаемый как совокупность чувственных данных, т. е. идеалистически; Богданов называл их также «кристаллами» социально-трудовой активности). При этом физический мир (объективное) — коллективно и социально организованный опыт, а психическое, составляя его «нераздельную часть»,— опыт, организованный индивидуально. «Единый мир опыта,— говорит Богданов,— выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм». Вселенная с ее пространством и временем, причинно-следственными связями (включая человека и его сознание), согласно эмпириомонизму, представляет собой непрерывную цепь комплексов элементов, различных как по степени, так и по форме организации…