Эмерджентная эволюция

Эмерджентная эволюция

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ. Философские концепции эмерджентной эволюции возникли как попытка примирить принципы механицизма и витализма при объяснении строения и эволюции мира. Главные представители – К.Л.Морган, С. Александер, А.Ф.Н. Уайтхед, П. Тейяр де Шарден, Я.X.Смэтс. Согласно этой концепции, эволюция происходит скачкообразно, в результате качественных изменений при переходе на новый уровень бытия. Конкретизируя характер и особенности изменений, сторонники учения эмерджентной эволюции различают их по их результатам и выделяют соответственно два типа изменений: первый – те изменения, результаты которых можно предусмотреть априорно, не прибегая к услугам непосредственного опыта, используя математические вычисления на базе исходных элементов. Этот тип изменений называется «результантом»...

Эмерджентная эволюция

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. emergo – возникать) – учение об эволюции живого как сумме двух процессов: 1) преобразование прежних свойств (в дарвинизме, ламаркизме и многих др. эволюционных учениях) и 2) редкие акты возникновения чего-то принципиально нового – «эмердженты». Понятие эмерджента ввел английский философ Дж.Г.Луэс (1875). Эмерджентный эволюционизм как натурфилософское учение разработан в 1920-х гг.; основные эмердженты тогдашнего учения: живая клетка, клеточное ядро, половое размножение, нерв, мышление. Французский эколог А.

Эмерджентная эволюция (Фролов, 1991)

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (лат. emergere — появляться, возникать) — идеалистическая теория развития. Получила распространение в англо-американской немарксистской философии 1-й трети 20 в., особенно среди некоторых представителей неореализма. Основные представители: Александер, К. Ллойд-Морган, Ч. Д. Броуд. Теория Эмерджентной эволюции возникла в 20-х гг. Теоретики Эмерджентной эволюции рассматривали процессы изменения как иррациональные, логически непостижимые акты и в конечном итоге приходили к признанию божества. Эта теория приводит к отрицанию естественной и исторической закономерности и роли количественной стадии изменения в процессе развития. Для Ллойд-Моргана вся природа одухотворена: нет физического без психического. Александер первоосновой природы объявил нематериальное «пространство-время», по отношению к к-рому материя производна. Первоэлементами природы служат для него нематериальные «точки-моменты». Броуд защищал витализм и переселение душ.