Феноменализм

Феноменализм

ФЕНОМЕНАЛИЗМ, субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.). Считая, что всё содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признаёт их единственной реальностью, доступной человеку. Существование материальных объектов приравнивается в феноменализме к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм)...

Феноменализм (НФЭ, 2010)

ФЕНОМЕНАЛИЗМ — субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признает их единственной реальностью, доступной человеку.

Феноменализм (Фролов)

ФЕНОМЕНАЛИЗМ — учение о по знании, исходящее из тезиса: непосредственным, если не единственным, объектом познания являются только ощущения сами по себе. Крайний Феноменализм ведет к субъективному идеализму — мир есть совокупность «идей», «комплексов ощущений» (Беркли, Эмпириокритицизм) — или к агностицизму — мы не можем знать, что скрывается за ощущениями (Юм). Умеренный Феноменализм, признавая существование объектов, проявляющихся в ощущениях, ведет или к не вполне последовательному материализму, когда объекты рассматриваются как материальные вещи (Локк), или к кантианскому агностицизму, если они истолковываются как непознаваемые «вещи в себе» (Кант, Милль, Спенсер). Феноменализм присущ почти всем позитивистским учениям 19—20 вв. В неопозитивизме Феноменализм принял лингвистическую и вообще семиотическую форму, поскольку его основной тезис сводится к возможности выражать опыт в «объектном», или «феноменалистическом», языке. С точки зрения диалектического материализма исходный тезис Феноменализма несостоятелен, т. к. познание в нем отрывается от действительности и практики.