Необходимость

Необходимость в арабо-мусульманской философии

НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (д̣арӯра, ид̣т̣ӣра̄р) и как обязательности (ву-джӯб). В первом смысле необходимость противопоставляется «выбору» (их̱тийа̄р): «неизбежными» могут быть знания, которыми человек не волен не обладать, в отличие от целенаправленно получаемых, или действие причины, влекущей следствие независимо от желания человека, в отличие от действующей в зависимости от его выбора (см. Причина).

Необходимость и случайность

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней. Обычно необходимость играет главную, а случайность – второстепенную роль.

Необходимость и случайность (Грицанов, 1998)

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ - категориальная оппозиция традиционной философии, в содержании которой процедуры протекания нелинейных вероятностных процессов фиксировались с позиций довероятностной парадигмы детерминизма. Радикальной критике и переосмыслению линейная оппозиционность необходимости и случайности была подвергнута неклассической философией в рамках неокантианства (Баденская школа о необходимости как феномене, лишенном онтологического статуса), неопозитивизма (признание в аналитической философии за необходимостью исключительно логического смысла), историцизма (постдильтеевская традиция философии истории, постулировавшая неповторимую уникальность исторического события как фундаментальное качество социальности, снимающее саму возможность постановки вопроса о законах истории как необходимых детерминационных связях), а также социологией...

Необходимость и случайность (Кириленко, Шевцов, 2010)

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПУЧАИНОСТЬ — философские категории, которые носят «соотносительный» характер; в них выражены диаметрально противоположные представления о характере детерминации всего существующего: либо то или иное явление, событие, изменение в явлении возникает обязательно, его появление предсказуемо, вытекает из самой сущности исследуемого процесса, определяется внутренними взаимосвязями («Н.»), либо определенное явление может произойти, а может и не произойти; само его появление, его особенности нельзя предсказать («С.»). С.

Необходимость и случайность (Лопухов, 2013)

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ — философские категории, выражающие в первом случае — закономерные, устойчивые, повторяющиеся связи, отношения и явления действительности, во втором — несущественные, неустойчивые, единичные взаимодействия, явления и события. Несмотря на, казалось бы, противоположную природу необходимости и случайности, между ними тем не менее имеется глубокая внутренняя связь.

Необходимость

НЕОБХОДИМОСТЬ (NECESSITE). Понятие, противоположное понятию случайности. Необходимо то, чего не может не быть, иначе говоря, то, отрицание чего невозможно. Например, сумма углов треугольника в евклидовом пространстве необходимо равна 180°, т. е. совершенно невозможно, что в этом пространстве она будет равна чему-то другому. Является ли эта необходимость абсолютной? Отнюдь нет, поскольку возможны и мыслимы иные пространства (например, неевклидова геометрия). Однако для данного пространства эта необходимость абсолютна.

Свобода и необходимость

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как самоопределение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий.

Необходимость и случайность (Фролов, 1991)

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ — философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий ее проявления. Таким образом, конкретная форма осуществления Н.

Случайность и необходимость в истории (Кузнецов, 2007)

СЛУЧАЙНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ В ИСТОРИИ. Для волюнтаристов и феноменалистов такой проблемы не существует. По их мнению, никакой объективной необходимости в истории нет. Провиденциалисты исходят из того, что весь ход истории полностью предопределен промыслом божьим. Согласно взглядам сторонников абсолютного («лапласовского») детерминизма случайности в мире нет, поэтому ее не может быть и в истории.