Речь

Эгоцентрическая речь

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (от лат. ego — я и centrum — центр). Форма детской речи, представляющая собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обедненной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после 7 лет.

Научный функциональный стиль

НАУЧНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - функциональный стиль речи (см.), связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном функциональном стиле — сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность. Основные признаки научного текста — это объективность, системность, логическая доказательность, отвлечённость от всего случайного.

Речь

РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи: Б. Кроче считает речь средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают речи две основные функции — выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера речь — только средство воздействия. К.

Макароническая речь

МАКАРОНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — речь, изобилующая варваризмами (см.) при смешении родного и иностранного языков. В естественной разговорной речи такая интерференция является следствием длительного пребывания в чужой языковой среде или неполного двуязычия (характерна для эмигрантов): Они встретились совершенно случайно на пересадке в метро Трокадеро. Она пересаживалась на «Пасси», а он «брал дирексьон» до Сен-Клу (Тэффи); Если в магазине на Брайтон-бич вы покупаете сыр, то продавщица, вполне вероятно, задаст вам такой вопрос: «Вам послайсать или одним писом?» — что, само собой разумеется, означает: «Вам порезать или одним куском?» (И. Гинзбург-Журбина)...

Происхождение речи

Развитие мышления, таким образом, не может рассматриваться независимо от развития речи. Язык и мышление с самого начала вырастали на одной и той же трудовой почве, находились в неразрывной связи и во взаимодействии друг с другом. Язык закрепляет и регистрирует результаты работы мышления и делает возможным обмен мыслями, без чего невозможно общественное производство, а следовательно, и самое существование общества.

Отсюда ясно, какое огромное значение в истории древнейшего человечества, в развитии его мышления и культуры должно было принадлежать языку.

Разговорная речь

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ – разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение. В разговорной речи проявляются общие свойства устной речи – неподготовленность, линейный характер, дефицит или, напротив, избыточность речевых средств, непосредственный характер. Степень идентичности разговорной речи литературному языку определяется уровнем эрудированности и развитости речи говорящего, в диалогических (полилогических) формах журналистики (интервью, беседа и др.), являющих примеры применения разговорных форм речи, предпочтительно приближать их к литературному языку.

Импрессивная речь

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - термин, обозначающий одну из сторон речевой деятельности - восприятие и понимание речи. Устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи, письменная импрессивная речь - в зрительном восприятии текста (чтении). Нарушения устной и письменной импрессивной речи характерны для различных форм афазии и обусловлены дефектами различных звеньев речевой функциональной системы в зависимости от локализации очага поражения в коре головного мозга (левого полушария у правшей).

Выразительность речи

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ — одно из коммуникативных качеств речи (см.), акцентированное на прагматическом и эстетическом качестве речевых произведений, а именно: обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия путём особой организации речи и текста. Выразительность речи усиливает воздействие на адресата, привлекает и удерживает интерес и внимание, удовлетворяет его эстетическое чувство в языковой сфере.

Внутренняя речь

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, произносимая про себя, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В процессе обучения необходимо учить учащихся переводить внутреннюю речь во внешнюю. Отсутствие такого умения свидетельствует о том, что получаемые учеником знания усвоены им лишь на уровне представления и узнавания.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 20.

Автономная речь (Рапацевич, 2006)

АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ - один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых. По форме «слова» автономной речи большей частью являются результатом искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (например, «ко-ко» вместо «молоко» и т.п.). Автономная речь может принимать более или менее развёрнутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи, но и умственное развитие в целом.

Страницы