Провиденциализм

Провиденциализм

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. provideo - заранее предвижу, предусматриваю) - представление, согласно которому весь ход истории определяется богом, является осуществлением заранее предусмотренного «божественного плана». Провиденциализм, идущий от богословско-исторической концепции Августина, являлся характерной чертой средневековой христианской феодально-церковной историографии. В основном преодоленный передовой исторической мыслью к концу средневековья, провиденциализм продолжал, однако, оставаться философской основой многих реакционных направлений в историографии в новое и новейшее время (например, Л. Ранке и его школа, философия истории неотомизма).

Провиденциализм (Ильичёв, 1983)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем теистическим (см. Теизм) религиям — иудаизму, христианству, исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. В 17 веке идеи провиденциализма развивал Боссюэ.

Провиденциализм (НФЭ, 2010)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia – «провидение») – западно-христианское, католико-протестантское истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина «О граде божием» и сочинение Лютера «О рабстве воли». В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно предпринимается попытка (в т. ч.

Провиденциализм (Митрохин, 1990)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentia — провидение) религиозная интерпретация истории как осуществления божественного плана, промысла божия, спасительно направляющего ее на достижение царства божия и недоступного человеческому пониманию («пути господни неисповедимы»), провиденциализм неразрывно связан с телеологией, фатализмом и эсхатологией. Протестантский вариант аровиденциализма, основанный на «Граде божием» Августина, разработан Лютером в его полемическом сочинении «О рабстве воли», направленном против Эразма Роттердамского.

Провиденциализм (Грицанов, 1998)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentio - предвижу) - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества (см. Теизм). Может быть рассмотрен как результат апплицирования на социальную сферу парадигмальной интерпретационной матрицы теургии (см. Теургия). Концептуальные основы П. заложены в трактате Августина "О Граде Божием" и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии. П.

Провиденциализм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. ргоvidentia — провидение) — один из принципов религиозного мировоззрения, предполагающий предопределенность хода истории и событий отдельной человеческой жизни согласно воле Бога. Провидение направляет мир к благой цели, хотя воля Бога до конца непознаваема. Провиденциализм отличается от фатализма — представления о предопределенности движения мира, человеческой истории, лишенной смысла и позитивной этической наполненности. Идеи провиденциализма впервые были подробно развиты Августином Блаженным.

Провиденциализм (Фролов, 1991)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. provi dentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. Провиденциализм присущ не только всем религиозным, но и многим историко-идеалистическим системам. Даже Гегель, правда с оговорками, признает в «Философии истории», что «провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями». Наиболее полное воплощение идеи П., который был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма, находят у религиозных философов и историков, например у Августина. Фомы Ливийского, французского идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в современной философии — у представителей неотомизма и других религиозных течений. Термин «Провиденциализм» употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям, в которых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их «замыслом» и «волей провидения» (Телеология). Апологетическая сущность и научная несостоятельность провиденциализма, как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.