Догма

Догма или догмат

ДОГМА или ДОГМАТ (греч. мнение или общее убеждение) - первоначально это учения философских школ. В христианстве догматы – вероучительные истины, обсужденные и принятые на Вселенских Соборах. Они даны в ответ на ереси для раскрытия и уточнения веры Церкви (их немного: Воплощение; единосущие; халкидонский догмат и др.). Догматы не определялись, например, для космологии, антропологии и для социальной проблематики. В учениях Церквей есть теперь положения, имеющие для них значение догматов, не принимаемых другими Церквами. Нередко говорят, что догмат лишает разум свободы.

Догма (Конт-Спонвиль)

ДОГМА (DOGME). Истина, в непогрешимость которой мы верим и пытаемся навязать эту веру окружающим. Догма отличается от очевидности (в которую не надо верить) и критичности (предполагающей сомнение). Тем самым догма дважды уязвима, вернее, дважды отрицательна. Любая догма — глупость, и оглупляет как ничто иное.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 162.

Догма (Кузнецов)

ДОГМА (греч. Δογμα — мнение, решение) - термин античной философии и римского права, заимствованный христианскими авторами из Септуагинты, в которой он сохранял свое первичное значение - начальственного указа, государственного закона, военного приказа. Историк Ксенофонт (V— IV вв. до н.э.) употреблял его именно в этом значении. Цицерон (I в. до н.э.) называл Д. общепризнанные философские и политические доктрины. Вслед за ним Ориген (III в.) именовал Д. учения Сократа, Платона и стоиков.