Грех (Митрохин, 1990)

ГРЕХ — по религиозным представлениям, нарушение в мыслях или действием воли бога, воплощенной в нравственных предписаниях, требованиях религиозных санкционированных норм поведения и образа жизни. Социально-исторические корни представления о грехе, «скверне», «чистом» и «нечистом» уходят в «священные запреты», табу, характерные для первобытнообщинного строя. В иудаизме, исламе и христианстве возникновение греха связывается с мифом о первородном грехе, нарушением заповеди бога первыми людьми Адамом и Евой, который стал передаваться по наследству последующим поколениям. Догмат о грехе, испортившем человеческую природу, тесно связанный с учением о спасении, является предметом богословского споров в христианстве начиная со времен его возникновения, в т. ч. и в протестантизме. Согласно католицизму, грехопадение лишь привело к утрате сверхъестественных даров, которыми бог наградил человека во время творения, ослабило человеческую природу, но не разрушило ее окончательно. Человек, будучи греховным, остается свободной, социальной и разумной сущностью, состоящей из естественных и сверхъестественных начала. Религиозные реформаторы отклонили дуализм природы и сверхприроды в человеке. Природа человека как «образа и подобия» бога совершенно разрушена грехом. Человек, по учению Ж. Кальвина, бесконечно греховное и бесконечно падшее существо, не является свободной личностью и утратил способность к добру и богопознанию. Его участь предопределена до сотворения мира. Против крайностей учения Кальвина выступил голландский богослов Я. Арминий, который признал за человеком свободу воли и возложил на человека моральную ответственность за свое спасение. Антитринитарии отвергли концепцию грехопадения. По мнению одного из идеологов социального евангелизма — Ш. Мэтьюса, «Христос сохраняет полное молчание касательно всеобщей греховности». Грех это результат невежества и уклонения от социального общения. Другой идеолог социального евангелизма - У. Раушенбуш строит свою социальную теорию в отрыве от доктрины. Что же касается представителей диалектической теологии (К Барт, Р. Нибур и др.), то они в различных вариантах воспроизводят традиционно протестантскую концепцию греха.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 82-83.

Понятие: