Дхарма (Кузнецов, 2007)
ДХАРМА (санскр.), дхамма (пали) — важный термин индийской культуры, получивший в ней чрезвычайно много значений. Санскритская форма производна от арийского корня dhar, являющегося основой глаголов со значениями «утверждать», «поддерживать», «защищать». Можно выделить пять групп основных значений термина «Д.»: а) доктрина, какое-либо систематизированное учение, руководящие жизненные принципы; у буддистов — учение Будды; б) правило, правильное поведение, справедливость, закон, праведность; в) условие, причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как идентичные; г) феноменальное бытие; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе). Отождествление Д. с феноменальным бытием придает последнему качества законосообразности; д) высшая реальность — точечные моменты бьггия, вспышки психофизической «энергии» в онтологии буддистов. Уже в раннем буддизме создаются несколько классификаций Д., которые зафиксированы в первой главе известного в буд дийском мире трактата Васу-бандху (V в.) «Абхидхармакоша». Сначала Д. делятся на омраченные страстями и неомраченные страстями, затем на обусловленные и необусловленные. После приводится классификация элементов по Агама-сутре: они делятся по 5 скандхам, 12 аятанам и 18 дхату. По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), т.е. личность, с которой люди имеют дело в повседневной жизни. С точки зрения же «высшей реальности» эта личность нереальна, т.к. ее феномен обусловлен вспыхиванием элементов пяти групп: а) телесных Д., составляющих тело (рупа-Д.); б) Д. ощущений и чувств (ведана-Д.); в) Д. восприятий и представлений (самджня-Д.); г) Д. кармических «формирующих факторов» (самскара-Д.) и д) Д. сознания, различительного знания (виджняна-Д.). С точки зрения процесса познания все Д. делятся на 12 «сфер познания» (аятана): шесть внутренних и шесть внешних, или шесть познавательных способностей и шесть соответствующих им объектов. Классификация по «классам элементов» (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной — в ней к 12 сферам добавлялись шесть модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т.п.), которые и формировали, с точки зрения буддистов, единый поток сознания. В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним буддовости (тат-хата).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 157.