Библия (Новиков, 1987)

БИБЛИЯ (от греч. biblia - книги) – «священная» книга в иудаизме и христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода — с 13 в. до н. э. по 2 в. н. э. Библия состоит из двух частей: Ветхого завета и Нового завета. Ветхий завет почитается как «священное писание» иудеями и христианами, Новый завет - только христианами. По учению церкви, Библия считается «боговдохновенным словом». Однако текстологический и филологический анализ библейских книг, исследование социальных условий, в которых они складывались, полностью опровергают церковные представления о происхождении Библии и базирующихся на ее основе религий. Наукой доказано, что Библия претерпела сложную и длительную историю, что в ней в фантастической форме отражены социальные условия жизни древних людей, их культ и верования, идеологическая борьба, художественное творчество, нормы нравственности, религиозно-философские и этические принципы. Как литературный памятник древней письменности Библия включает ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифы, легенды, притчи, сказания, народные песни, эротическую лирику, фрагменты героического эпоса и т. п. Закрепляя в сознании читателей религиозно-мистические представления о мироздании, о нормах морали, о «неисповедимости божественного провидения», о вечном разделении человечества на власть имущих и униженных, вселяя идеи покорности и смирения, Библия играла и играет реакционную роль. Ее влияние усугублялось тем, что народное сознание в течение тысячелетий, воспитанное церковью в религиозном духе, воспринимало эти идеи также через искусство и литературу. 

Так, религиозная образность, пронизывающая Библию, часто становилась реакционной формой эстетического воспитания широких народных масс. В то же время библейские легенды, сюжеты и мотивы, которые содержали идеалы справедливости и равенства людей, оказали влияние на искусство, связанное с народными движениями (песни таборитов, гуситов, «Послания» Т. Мюнцера и др.), а позднее и на гуманистическое творчество эпохи Возрождения. Многие библейские образы и мотивы, давно утратившие связь с религиозными текстами, стали нарицательными: таковы змей как коварный искуситель, горькая чаша как символ страдания, голубь как вестник добра и др. В условиях современного общества Библия и библейские образы служат орудием религиозной пропаганды и продолжают играть реакционную роль. Новый и обширный материал для изучения Библии и научной критики библейского текста дают недавние находки на берегу Мертвого моря, где были обнаружены многочисленные остатки рукописных книг 1 (см. Кумранские рукописи). Изучение их еще не закончено, однако уже найдены убедительные подтверждения, что тексты, вошедшие в состав Библии, являются результатом длительного развития.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 31-32.

Понятие: