Дискурс исторический

ДИСКУРС ИСТОРИЧЕСКИЙ - 1) вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности (3); 2) сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений, навязываемых внешней по отношению к дискурсу предметности в форме «власть/знание», указывающей на то, каким образом люди оказываются в плену регулирующих рамок конкретных дискурсов (5); 3) воображаемая конструкция, которая не следует реальности, а всего лишь обозначает ее (1). Большое влияние на историческую науку в последней трети XX века оказал постмодернизм, под влиянием которого широкое распространение в ней получило понятие исторического дискурса. В постмодернизме представление об историческом дискурсе как массиве языковых практик имеет тенденцию к «свободному плаванию» без всякой привязки к «реальному миру». Поэтому в историческом дискурсе предметная реальность не репрезентируется в ее целостности, а процессуально осуществляется как последовательная (темпорально артикулированная) и спекулятивная (семиотически артикулированная) актуализация последней. Историческая действительность выступает у постмодернистов не как нечто внешнее для познающего субъекта, а как «языковая реальность», т. е. то, что конструируется языком и дискурсивной практикой, предполагающей использование в пространстве исторического дискурса различных риторических стратегий - метафорической, метонимической, синекдохической и иронической. В таком понимании исторического дискурса язык рассматривается как главный смыслообразующий фактор, определяющий и историческое мышление, и сам исторический дискурс. Современные представления об историческом дискурсе складываются в рамках исторической эпистемологии экзистенциально-антропологического характера, которая стремится не только сохранить субъект исторического познания, но и представить его как познавательную целостность, в единстве мышления, чувствования и деятельности. В рамках этой эпистемологии исторический дискурс как рефлексивная форма научной коммуникации, связанная с актуализацией содержания исторического сознания, есть производная различных смысловых схем исторической действительности как результата производства исторического знания. В процессе этой коммуникации, которая регулируется доминирующим в той или иной культурно-эпистемологической традиции типом рациональности, происходит дискурсивное моделирование исторической действительности. Благодаря создаваемым в процессе научной коммуникации дискурсивным моделям, историческая действительность в дальнейшем начинает восприниматься как множество исторических реальностей. Поэтому исторический дискурс представляет собой, с одной стороны, многообразие суждений об исторической действительности, ансамбль смысловых схем, образующих историческую реальность, с другой - когнитивное поле конкурентной борьбы в исторической науке, связанной с производством исторического знания. Специфической ставкой в этой борьбе является монополия на научную компетентность, понимаемую как социально и профессионально признанную за определенным ученым или научным сообществом способность легитимно высказывать «истинные или правдивые суждения» об исторической действительности. И. д. по своей природе является институциональным, поскольку он предполагает рефлексивную коммуникацию в рамках статусно-ролевых отношений как в исторической науке, так и в обществе в целом.

А.В. Лубский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 93-95.

Литература:

1) Барт Р. Дискурс истории // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 438—440; 2) Лубский А. В. Исторический дискурс: интеллектуальная мода и модные понятия // Ейдос: Альманах теори … науки. Вип. 5. К.: 1нститут icTopi'i Украши НАН Украши, 2010/2011; 3) Можейко М.А., о. Лепин С. Дискурс // История философии: Энциклопедия. URL: http://www.velikanov.ru/philosophy/diskurs.asp [февраль, 2014]; 4) Савельева И., Полетаев А. Историческая истина и историческое знание // Логос. 2001. № 2 (28); 5) Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. С. 171.

Понятие: