Я (Кузнецов)

Я — в психологическом смысле обозначает феноменальное Я, сознание эмпирической индивидуальности и совокупность психофизических детерминант, посредством которых субъект определяет и осознает себя. Понятие Я отсылает к факту первичной индивидуации, которая характерна только для человека. Таким образом, Я означает устойчивую и неизменную реальность, которая выступает в качестве субстрата всего множества биологических, психологических и социальных переживаний и нацелена на осознание единства и идентичности одного и того же субъекта, связующего собой дисперсные временные переживания, относящиеся к нему. В метафизическом смысле Я является субстанцией и обозначает душу, отличную от эмпирического сознания. Так, у Декарта Я есть «субстанция, вся сущность и природа которой — мышление и которая, чтобы бьггь, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какого материального объекта. Следовательно, Я или душа, посредством которой «я есть тот, кто я есть» целиком отлична от тела. Декарт также впервые понимает разум и мышление как Я (Ego cogito). У Канта единство и идентичность Я является необходимым условием осуществления соединения различных данных интуиции, опыта и синтеза чувственного созерцания с категориями рассудка в сознании; таким образом, трансцендентальное Я обозначает функцию объ-единения различных эмпирических интуиций чувственного опыта в форме «Я мыслю» (априорное синтетическое единство апперцепции), без чего невозможна мыслительная деятельность и познание. С другой стороны, Я предстает у Канта в качестве внутреннего самоощущения, т.е. осознания своего существа как феномена, а не как «вещи в себе», поэтому Я не является понятием, но лишь простым представлением, сознанием, сопровождающим нашу мыслительную деятельность.

Понятие Я, его полагающая деятельность и диалектическое развитие, вытекающее из этой деятельности, находится в центре учения Фихте, направленного на решение проблемы деятельности субъекта. Всякая реальность есть продукт деятельности Я, и задача заключается в том, чтобы показать, как и почему деятельность с необходимостью превращается в предмет. Не допуская возможности существования вещи в себе, Фихте вводит два различных Я: одно тождественно индивидуальному сознанию, другое нетождественно - это абсолютное Я. Вместе с самосознанием «я есть» полагается его противоположность не Я. Таким образом, в самом Я заключено не Я, а в глубинах абсолютного Я коренится тождество эмпирического Я и не Я.

Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно только путем ограничения ими друг друга. Если Я определяется через не Я, то субъект выступает как эмпирический, если наоборот — то как практический. Все, что для теоретического сознания представлено как сфера независимых от него вещей, есть продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ее ограничений, которые предстают в сознании как ощущение, представление, созерцание, разум и пр. Полагание этих ограничений, как и само теоретическое Я, вообще необходимо, чтобы существовало практическое Я, ставящее цели и реализующее их. Таким образом, деятельность Я абсолютна, она сама обеспечивает себя задачами, совершая это бессознательно, поскольку то Я, которое ставит препятствия, и то, которое их преодолевает, ничего не знают друг о друге. При этом мир, порожденный бессознательной деятельностью абсолютного Я, есть лишь объект преодоления, независимо не существующий. Преодолевая препятствия, практический субъект, сам того не сознавая, все более приближается к тождеству с самим собой, т.е. осознает, что предметная сфера есть лишь продукт деятельности Я, отчужденный от него и противопоставленный в качестве внешней ему действительности.

В теории Фрейда Я — психическая инстанция, отличная от двух других - Оно и Сверх-Я. С точки зрения топики Я зависит от требований Оно, так же как и от императивов Сверх-Я и запросов реальности. Хотя Я и выступает как посредник, защищающий интересы личности, в целом его самостоятельность относительна. С точки зрения динамики Я представляет собой защитный пояс в невротическом конфликте. В ответ на неприятный аффект Я приводит в действие защитные механизмы. С точки зрения экономической Я выступает как связующее звено между различными психическими процессами, межцу энергиями различных влечений, само выступая в качестве некоторого первичного процесса с чертами навязчивости и ирреальности. Само понятие Я приобрело строгий психоаналитический смысл в 20-х гг., после выдвижения Фрейдом теории инстанций. К радикальному переосмыслению традиционного Я Фрейд пришел на основе клинического опыта лечения неврозов, изучая изменения и раздвоение личности, что привело его к утрате понятия единого и устойчивого Я. В рамках психоанализа также выделяют понятие идеального Я для обозначения внутрипсихического образования, которое определяется как идеал нарцистического всевластия, созданный по модели детского нарциссизма. У Лакана, оспорившего классическую психоаналитическую трактовку, Я есть результат оппозиции самости и Другого и определяется как функция инстанции Воображаемого, т.е. место выражения желания.

Литература:

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994;

Фихте И. Собр. соч. Т. 1. М., 1984;

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989;

Он же. Я и Оно. М., 1998;

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1996.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 715-716.

Понятие: