Жэнь (Кузнецов, 2007)

ЖЭНЬ (гуманность, человеколюбие, взаимность) — категория классической китайской философии, предположительно введена Конфуцием, а его последователями включена в конфуцианизированную классику (см. Уцзин).

У Конфуция Ж. выступает в качестве интегративного качества совершенной личности. Он определял Ж. как любовь к людям (Лунь юй, XII 22); «только обладающий гуманностью/ социальностью может [с должным основанием] любить людей и ненавидеть людей» (Там же, IV 3). Достижение гуманности требует «преодоления себя и возвращения к [этико-ритуальной] благопристойности» (Там же, XIII). Гуманность противостоит внеморальному знанию (чжи) (Там же, IV 21), а ее реализация связана с осуществлением «золотого правила морали»: «Гуманный в чем желает утвердиться сам, в том утверждает других, чего желает достичь сам, в достижении [того содействует] другим» (Там же, VI 28).

Категория Ж. получила развитие у конфуцианца Мэн Кэ (372-289 гг. до н.э.), определившего ее как родственные чувства, служащие залогом гуманного (Ж.) отношения ко всему народу, которое в свою очередь перерастает в «любовь ко всем вещам», т.е. миру (Мэн-цзы, VII А15, 45). В его концепции доброй природы человека (см. Син) Ж. отождествляется с человеческим сердцем (см. Синь) (Там же, VI А11), и, таким образом, утверждается соприродность Ж. всякому человеку, а не только «совершенно мудрому» (см. Шэн).

Главный создатель доктрины имперского конфуцианства Дун Чжуншу (190 или 179 — 120 или 104 гг. до н.э.) подчеркнул органичность Ж. человеку, связав появление Ж. с той стадией становления человеческого существа, когда оно обретает «кровь и пневму» (см. Ци). Основоположники неоконфуцианства развили предпосылки онтологизации понятия Ж., содержавшиеся в построениях Мэн-цзы и Дун Чжунщу. Чэн И (1033 — 1107) определил гуманность как «общетелесность с вещами» («Ши Ж. пянь» — «Главы о познании гуманности»); Чжоу Дуньи (1017—1073) отождествил Ж. с процессом космических порождений (см. Шэн) («Тун шу» — «Книга проникновения»). С XIX в. стали предприниматься попытки интерпретации Ж. с применением понятий западной науки и философии. Так, лидер реформаторства Кан Ювэй (1858 — 1927) отождествлял Ж. как «силу любви» с силой электромагнитного притяжения. Создатель концепции самобытного развития китайской культуры при заимствовании западных институтов Лян Шумин (1893-1988) толковал Ж. как нравственную интуицию. Современные неоконфуцианцы (см. Конфуцианство) усматривают в Ж. личностное начало, обусловливающее моральное самосозидание.

Литература:

Chan Wing-tsit. The Evolution of the Cofucian Concept Jen // Philosophy East and West. 1955. Vol. 4. № 4.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 168.

Понятие: