Шэнь

ШЭНЬ (дух) — категория китайской философии и культуры. Имеет три основных смысла: а) дух, божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй шэнь, «нави и духи»); б) духовная субстанция, одно из субстантивированных мировых начал наряду с ци (пневмой) и цзин (семенем); в) потенции мыслительной, познавательной и любой психической деятельности, реализующиеся в движении духовной пневмы — шэнь ци и проявляющиеся в виде воли (чжи) и мысли/идеи (и).

Согласно традиционным религиозным представлениям, Ш. персонифицируют прежде всего духов предков. Принципы конфуцианского отношения к духам как потусторонним силам заложил Конфуций: «Почитаю духов, но держусь от них в отдалении» («Лунь юй», VI 20); по отношению к Небу и духам он рекомендовал почтительную осторожность (цзин). Такая позиция Учителя обусловила полное отсутствие собственно религиозно-мистического пласта в конфуцианстве.

Примерно с IV в. до н.э. религиозные и философские интерпретации Ш. начинают отчетливо различаться. В «Си цы чжуани» («Комментарий привязанных слов»), фило-софичном приложении к «Чжоу и» («Чжоуские перемены», см. У цзин), Ш. объявляется тем, что «непостижимо в инь и ян» (I 5); там же начинает оформляться представление о Ш. как потенции разума и психики (I 10; II 5), а бином гуй шэнь предстает обозначением динамических сил космоса, воплощенных в «осемененной пневме» — цзин ци (см. Цзин) (14). В конфуцианских трактатах IV— III вв. до н.э. рассматриваются главным образом гносеопсихологические аспекты Ш. Так, в «Сюнь-цзы» Ш., как психоэмоциональное начало, объявлялось вторичным и зависимым от «оформленной плоти» (син цзюй) (гл. 17).

Завершенная космологическая интерпретация Ш., связанная с его гносеопсихологическим толкованием, представлена в эклектическом (цза цзя) трактате «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.): дух входит в триаду субстантивированных начал (юань) Вселенной, или трех цветков (сань хуа), и может быть производным от цзин (семени), способного утончаться до состояния Ш. (VII 129). Ш. выступает там условием разумности человека (VII29).

В первые века одной из заметных философских тем стала проблема соотношения син и Ш. Хуань Тань (43 г. до н.э. - 28 г.) и Ван Чун (27-97 или 107) уподобляли Ш. огню, а телесную форму — зажженной им свече. Через призму проблемы соотношения формы и духа в IV—VI вв. противники буддизма из числа конфуцианцев рассматривали буддийское учение о сансаре, истолковывая его как апологию бессмертия человеческого духа (шэнь бу ме).

В учении о бессмертии (сянь сюэ) средневекового даосизма на первый план вышла идея одухотворения (Ш.) тела/личности (см. Сю шэнь), одухотворения как условия приобщения к всеединству и всемогуществу вечного дао и превращения в святого-бессмертного (шэнь сянь). Основным средством такой трансформации считалась алхимия — сначала инструментальная (внешняя), а затем медитативная (внутренняя), нацеленная на создание «бессмертного зародыша» из субстанций организма.

Неоконфуцианская концепция Ш. сформировалась под определяющим влиянием идей Чжоу Дуньи (1017-1073) и Чжан Цзая (1020—1078). Первый акцентировал гносео-психологическая сущность духовности как «проникновения [в суть вещей]» («Тай цзи ту шо»). У второго Ш. предстает как проявление дао, обусловливающее способность вещей к «[взаимо]восприятию» (гань). Оно является условием превращений (хуа) единой мировой пневмы, а нави и духи — космическими сущностями, потенциями дуальных космическими сил инь и ян соответственно к «сгибанию/сжатию» и «выпрямлению/расширению» вселенской пневмы.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 680-681.

Понятие: