Цзунхэн цзя

ЦЗУНХЭН ЦЗЯ — название древнекитайской философской школы, объединявшей теоретиков и практиков дипломатии — советников удельных правителей. Ее еще называли школой союзов по вертикали и горизонтали, школой продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных политических связей, а также школой дипломатов. В трактате мыслителя и библиографа Лю Синя (1 в. до н.э. — 23 г.) «Ци люэ» («Семь сводов») Ц.ц. фигурирует как самостоятельное течение в числе ведущих «девяти направлений, десяти школ» китайской мысли периода Чжаньго («Сражающихся царств», V—III вв. до н.э.). Основанием для выделения этой школы были не столько идейные факторы, сколько общность проблематики теоретических сочинений. Главными представителями Ц.ц. считаются Су Цинь и его оппонент Чжан И (IV в. до н.э.). Су Цинь пытался создать «союз по вертикали» — объединение шести царств с Юга на Север для противостояния царству Цинь. Чжан И противостоял его усилиям, стремясь посредством объединения в «союзы по горизонтали» с Запада на Восток заставить шесть царств поочередно служить интересам Цинь. Идея противостояния «горизонтальных» и «вертикальных» союзов отражает представления о дуальной структуре мироздания и взаимодействии противоположных начал. Основным сочинением Ц.ц. в эпоху Тан (618—906) был признан приписываемый Су Циню трактат «Гуйгу-цзы» («Мудрец из Ущелья навей»), сочетающий идеи даосизма и легизма: манипулирование людьми предполагает раскры-тие и использование их интересов, для чего необходимо прежде всего познать себя, прозрев закономерности дао в глубинах собственного сердца (см. Синь). Деятельность и воззрения представителей Ц.ц. описаны в памятнике «Чжань го цэ» («Планы сражающихся царств»), составленном историографом и библиографом Лю Сяном (77 г. до н.э. - 6 г. н.э.). Он посвящен государственным деятелям и событиям периода Чжаньго - эпохи противоборства семи сильнейших уделов, закончившейся победой царства Цинь и созданием первой централизованной империи (221—207 гг. до н.э.). Подготовлен на основе хроник отдельных царств, сочинений по искусству дипломатии и составления дипломатических посланий, а также, возможно, тематических сборников исторической прозы и жизнеописаний исторических лиц. В тексте немало анахронизмов, а также фактов, опровергаемых другими источниками, что свидетельствует о его идеологическом характере. Изложения некоторых бесед представляют собой политические памфлеты, преимущественно в адрес создателя централизованной империи Цинь Ши- хуана (246—210 гг. до н.э.). По «Чжань го цэ», успех дипломатического убеждения зависит от знания мыслей того, с кем предстоит иметь дело, и согласования с ним убеждающей силы речи. Следует избегать затяжных разорительных войн, стремиться к победе с минимальными средствами, желательно чужими руками, используя благоприятные обстоятельства, дипломатическую подготовку и прикрываясь ссылками на соответствие своих позиций и (долгу/справедливости). Памятник содержит сведения о борьбе политических группировок и столкновении социально-политических идей в описываемую эпоху. В «И вэнь чжи» («Трактат о литературе и искусствах») — библиографическом разделе «Хань шу» («История династии Хань», I в.) упоминаются 12 сочинений Ц.ц., ныне утраченных.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 667-668.

Понятие: