Цзин сюэ (Кузнецов, 2007)

ЦЗИН СЮЭ — каноноведение, учение о канонах. Область традиционного знания в старом Китае, основанная на комментировании и изучении канонических книг конфуцианства. Ее основоположниками традиционно считаются Цзы-Ся (507 г. до н.э. — ?) — ученик Конфуция (551—479 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 313-238 гг. до н.э.). Становление Ц.с. в качестве ведущей общественно значимой дисциплины связано с обретением конфуцианством при императоре У-ди (140-87 гг. до н.э.) династии Хань статуса официальной идеологии. Вопло-щением учения «совершенномудрых» (см. Шэн) правителей древности стали считаться Пять канонов (У цзин) — наиболее почитаемых конфуцианцами книг: «Ши цзин» («Канон стихов»), «Шу цзин» («Канон [исторических] писаний»), «Ли цзи» («Записки о правилах благопристойности»), «Чжоу и» («Чжоуские перемены») и «Чунь цю» («Весны и осени»).

Многие тексты оказались утраченными при династии Цинь (221—207, см. Легизм), и знатокам пришлось их восстанавливать по памяти. Эти тексты составили основу имперской системы образования и подготовки административных кадров, а литературные памятники и официальные документы оценивались с точки зрения их сообразности этим текстам по содержанию и по форме. Первоначально в рамках Ц.с. возобладала «школа текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), основывавшаяся на устно переданных текстах канонов, записанных во II в. до н.э. «уставным письмом» (ли шу) — так называемым новым письмом, введенным при реформе письменности в период правления Цинь Шихуана (246-210 гг. до н.э.). Данная школа приписывала авторство Шести канонов — Лю цзин (Пять канонов и утраченный «Юэ цзин» — «Канон музыки») Конфуцию. Императором У-ди в 136 г. до н.э. было введено звание боши («доктор», «главный эрудит») за знание Пяти канонов «новых письмен».

Во II в. до н.э. возникла конкурирующая «школа текстов старых письмен» (гувэнь цзин сюэ). Она основывалась на текстах, написанных дореформенным стилем, которые якобы были обнаружены в стене дома, принадлежавшего Конфуцию, в том числе «Шу цзин», а также «Ли цзи», «Лунь юй» («Беседы и суждения», см. Конфуцианство), «Сяо цзин» (см. Сяо ти). Тексты «новых письмен» объявлялись ненадежными и неполными. В свою очередь сторонники школы текстов новых письмен обвиняли оппонентов в фальсификации.

Тексты двух школ различались составом, разбивкой на разделы и главы, объемом и даже содержанием (содержали разные фрагменты, по-разному интерпретировали исторические события, деяния исторических, легендарных и полумифических персонажей и т.п.). Традиция школы текстов старых письмен считала своим основоположником Чжоу-гуна (XI в. до н.э.), «совершенномудрого» регента чжоуского престола, а Конфуция — продолжателем его дела. В рамках этой школы созданы первые толковые словари, предназначенные главным образом для комментаторских целей, — «Эр я» («Приближение к классике», II в. до н.э.) и «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение письмен и толкование иероглифов») Сюй Шэня (ок. 58 — ок. 147).

К XII в. число канонических произведений возросло до 13. Помимо Пяти канонов, «Чжоу ли», «И ли», комментариев к «Чунь цю» — «Цзо чжуани» («Комментарий Цзо»), «Гуньян чжуани» («Комментарий Гунъяна») и «Гулян чжуани» («Комментарий Гуляна»), в этот перечень вошли «Лунь юй», «Сяо цзин», «Эр я», а также «Мэн-цзы» (см. У цзин, Конфуцианство, Сяо ти). В XIV—XIX вв. за основу государственного экзаменационного курса были приняты каноноведческие толкования неоконфуцианской школы братьев Чэн — Чжу Си. В конфуцианской философии закрепился принцип представления новых идей как «правильного» прочтения смысла канонических писаний, или сочинений, авторитетных предшественников, а идейные разногласия обычно представали в виде разных способов решения текстологических проблем. Традиционное каноноведение как культурно-идеологический институт фактически прекратило существование в первой половине XX в.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 666-667.

Понятие: