Фундаментализм (Кузнецов, 2007)

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ - одна из главных парадигм идеала познания в классической эпистемологии, выраженная в ориентации на принцип достаточного основания. Уже в античной философии отчетливо различаются «мнение» (doxa), пусть даже истинное, и прочное и надежное знание (episteme), такое, которое не дает никаких поводов для сомнений в его истинности. Разграничение подлинного знания и псевдознания, истины и лжи — важная задача теоретико-познавательных концепций Аристотеля и Евклида, Бэкона и Декарта, Лейбница, Канта и Гегеля, Карнапа и Гуссерля, а также для многих других эпистемологов. Долгая история Ф. есть история постоянных поисков «начал познания», исходного пункта для обоснования «надежного фундамента», на который могла бы опираться вся система научных знаний.

Ф. во всех его версиях базируется на принципиальном различении двух типов (классов) познавательных инстанций: с одной стороны, когнитивно первичных, абсолютно достоверных, непроблематичных, которые должны составлять «фундамент» и исходный базис обоснования научного знания; с другой стороны, когнитивно вторичных, проблематичных, гипотетических, а потому требующих обоснования. Вторичные инстанции могут считаться подлинным знанием тогда и только тогда, когда они достаточно обоснованы. Само же обоснование понимается как редукция вторичных, проблематичных инстанций к первичным познавательным инстанциям. В любой версии Ф. можно выделить три главные операции: разделение всех познавательных инстанций на первичные (оправдывающие) и вторичные (оправдываемые); принятие стабильных интуитивно ясных первичных познавательных инстанций, предназначенных быть фундаментом познания; редукция проблематичных вторичных инстанций к непроблематичной базисной инстанции.

Фундаменталистская модель познания имеет ряд важных следствий. Одно из наиболее существенных из них — теоретический монизм. Дело в том, что необходимым минимальным условием любой обосновывающей модели является непротиворечивость, согласованность между обосновывающей и обосновываемой инстанциями. Любая не-согласованность была бы абсолютной противоположностью принципу достаточного обоснования. Инстанция, допускающая одновременно несколько логически несовместимых теорий, не может выступать в качестве базиса. Ф., таким образом, предполагает теоретический монизм: одна истина, один фундамент всего познания, одна теория, которая в идеальном случае завершенной научности могла бы выступать как знание. Ф. тесно связан также с представлением о том, что стабильность является весьма ценным эпистемологическим качеством. Это естественно, т.к. сам фундамент, согласно классическим взглядам, может быть прочным, надежным, «вечным творением». Соответственно, любое истинное познание, построенное на этой основе, должно характеризоваться такими же позитивными, с точки зрения Ф., чертами. Так, стабильность становится в классической модели познания ведущим признаком истинности. Еще одним важным следствием Ф., тесно связанным с предшествующими, является кумулятивистская теория познавательного прогресса, согласно которой последний осуществляется скорее не революционным образом, посредством опровержения и вытеснения старого в пользу нового, а эволюционным — через аккумуляцию новых знаний на основе традиционного познавательного базиса, который дополняется и расширяется, может быть даже на периферии модифицируется, но в своем «твердом ядре» остается незатронутым. В такой познавательной модели революция если и предусматривается, то только как однократный, конституирующий науку акт, связанный с обнаружением «истинного» эпистемологического фундамента и установлением окончательного обоснования научного познания. Если эта революция осуществлена, все прочие революции становятся не просто излишними, но даже невозможными.

В современности Ф. подвергается острейшей критике (антифундаментализм). Вместе с тем имеются и его защитники. Новый вариант «последнего обоснования» (трансцедентально-прагматический Ф.) предлагает, например, современный немецкий философ К.-О. Апель.

Литература:

Кезин А. В. Идеалы научности / Философия и методология науки. М., 1996;

Albert Н.TraktatiiberkritischeVemunft.Tubingen, 1969;

Apel K.-O. Auseinandersetzungen in Erprobung des transzedentalpragmatischen Ansatzes. Fr. am Main, 1998.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 644-645.