Философия как строгая наука

ФИЛОСОФИЯ КАК СТРОГАЯ НАУКА - идея, являющаяся лейтмотивом феноменологии философии Э. Гуссерля, его соратников и последователей. «Строгая наука» — идеал философии, который следует отличать от фактически существующих философий. Гуссерль считает, что европейская философия с самого своего зарождения в Древней Греции всегда стремилась бьггь универсальной и рациональной наукой, но так и не смогла достигнуть идеала подлинной науки. Стремление к научности в философии долгое время смешивалось со стремлением к глубокомысленной мудрости, поэтому необходимо развести эти две установки. Идея мудрости варьируется у разных людей и меняется вместе со временем. Идея же науки «сверхвременна» и общезначима, ибо под наукой понимаются «абсолютные и вневременные ценности». «Миросозерцания могут спорить, только наука может решать», — отмечает Гуссерль.

Историческая задача философии и смысл исследуемых ею вопросов требуют, чтобы философия была высшей и самой строгой из наук. В самом деле, потребность в аподиктическом разрешении философских проблем — это не экзальтированная амбиция отвлеченных умов, а «крайняя жизненная нужда», «жизненный вопрос», если только мы верно понимаем истинный смысл этих проблем. Вопрос о возможности рационального руководства своей жизнью в соответствии с почерпнутыми из абсолютно достоверных источников значимостями поистине есть вопрос о жизни и смерти человека как разумного существа. Философские вопросы предшествуют любым частнонаучным интересам, подлинная значимость которых существенным образом зависит от окончательного прояснения основ бытия. Таким образом, философская наука постигается как универсальная и вместе с тем автономная система знаний, возведенная на абсолютном основании. Предельный радикализм философской задачи требует от философа, выступающего в качестве «функционера всего человечества», радикального и критического самоосмысления, предельной собственной ответственности. Ни одно готовое мнение, ни одна традиция не должны приниматься как само собой разумеющиеся; «ни одно направление исследования, ни одна частная истина не должны изолироваться и абсолютизироваться». Необходимо помнить, что весь способ мышления может быть основан на роковых предрассудках, что существуют псевдонаучные философские конструкции, выдающие изощренные спекулятивные построения за «строгую науку», искажая при этом смысл научной философии. Философская научность также принципиально отлична от той научности, которую исповедует естествознание и вся позитивная наука вообще. Конечно, абсолютная ценность любой научности — установка на объективное познание истины. Философия как наука не может быть проповедью чьего-то, пусть даже очень авторитетного, мнения, она не может быть и чьей-то «точкой зрения», выражением личностного, классового, этнического или любого другого мировоззрения. Но в отличие от позитивной науки философская наука требует исходить из радикальной беспредпосылочности. Сама того не подозревая, позитивная наука опирается на «метафизические предпосылки», прежде всего на предпосылку непосредственной данности мира в так называемом объективном опыте. Проникая в смысл опыта, мы начинаем осознавать, что «объективный опьгг» всегда уже опосредствован латентно протекающим имманентным опытом сознания. Гуссерлевское положение о первичности опыта сознания может быть оспорено, но бесспорно другое: последовательно строгому исследованию необходимо прежде всего обратиться к изучению первичного опыта. Тем самым мы получим возможность возвратиться «к самим вещам» в их непосредственной самоданности (см. Феномен). Наконец, научность исследования напрямую зависит от научности применяемых в нем методов. Истинный метод должен соответствовать поставленной задаче и вытекать из природы подлежащих исследованию предметов, а не из наших заранее составленных представлений (см. Феноменологический метод).

Гуссерль руководствовался идеалом Ф.к.с.н. при создании феноменологии, развитие которой показало, однако, что аподиктическая рациональность есть задача, не поддающаяся окончательному решению. Невозможность для философа отказаться от идеала абсолютной философии и неспособность выработать философию как подлинную универсальную науку порождают, по выражению Гуссерля, «мучительное экзистенциальное противоречие».

Литература:

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994;

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // Вопросы философии. 1992. № 7;

Какабадзе З.М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Тбилиси, 1966;

Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. Ереван, 1987.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 633-634.