Философия истории (Кузнецов)

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - термин, введенный французским философом XVIII в. Вольтером, который считал, что историк не просто должен описывать события, излагая их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс. Однако философско-исторические проблемы существовали задолго до XVIII в. В трудах античных историков и философов уже можно встретить философские размышления о социальной действительности. Гегель всю историографию разделил на три вида: а) первоначальная история; б) рефлективная история; в) философская история. Представители первоначальной истории, к которым обычно причисляют Геродота и Фукидида, излагали исторические события, свидетелями которых они были. Содержание трудов таких историков пространственно ограничено, т.к. излагалось то, что их окружало и что видели они сами. В рефлективной истории изложение материала уже не связывается с участием историка в описываемых событиях. Что касается философской истории, то она представляет собой, по выражению Гегеля, мысленное рассмотрение истории. Ф.и. должна рассматривать историю в том виде, в каком она существовала. Ф.и. ищет некие общие принципы в истории, которые присущи всей мировой истории. Главным из них является разум. В данном случае под разумом немецкий мыслитель подразумевает закономерности развития исторического процесса. С его точки зрения, все действительное разумно и все разумное действительно. Разумно то, что необходимо и закономерно, а то, что необходимо и закономерно, в то же время действительно. Другим принципом выступает поиск конечной цели мира. А такой целью является свобода. Поэтому всемирная история выступает как прогресс в сознании свободы. Ф.и., по Гегелю, показывает, как народы и государства стремились к свободе, как ради нее в течение долгого исторического времени приносились всевозможные жертвы. Она скрупулезно изучает реальную историю людей, действия которых вытекают из их потребностей, страстей и интересов. Кроме того, задачей Ф.и., по мысли Гегеля, является выяснение того материала, в котором осуществляется разумная цель. Таковым оказывается сам субъект со своими потребностями. Гегель настаивает на том, чтобы философский анализ всемирной истории руководствовался принципом развития. Исторический про-цесс диалектичен, и Ф.и. тоже должна рассматривать его диалектически, показывать в движении и развитии.

В России на ниве Ф.и. работали такие крупные философы и историки, как Н.И. Кареев, В.М. Хвостов, В.И. Герье, Л.П. Карсавин и др. Н.В. Кареев утверждал, что Ф.и. должна заниматься как онтологи-ческими, так и гносеологическими пробле-мами. Содержание ее предмета охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всего исторического процесса: роль географической среды в общественном развитии, культурно-историческая среда, законы общества, необходимость и случайность в истории, источники исторических перемен, прогресс и регресс в истории и пр. А Л.П. Карсавин так писал о задачах Ф.и.: «Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т.е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в целом, в раскрытии смысла этого процесса» (Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993. С. 15).

В современной западной Ф.и. условно можно выделить два основных направле-ния — онтологическое и гносеологические. Сторонники первого направления главное внимание обращают на исследование бытия исторического процесса, смысла истории, социального прогресса, социального детерминизма и т.д. Ф.и., по их мнению, должна изучать имманентную логику развития общества, взаимосвязь и взаимообусловленность его различных сторон. Ф.и. в качестве объекта исследования берет не ту или иную социальную группу, не тот или иной город, не тот или иной отдельный социальный организм, а весь исторический процесс, представляющий сложный комплекс различных элементов. Гносеологическое направление или критическая Ф.и. главное внимание уделяет проблемам познания исторических фактов и событий. Его представители полагают, что предмет Ф.и. — логико-теоретические и методологические проблемы исследования исторического прошлого, его теоретическая реконструкция и установление истинности исторических фактов.

Синтетический подход к Ф.и. предполагает исследование имманентной логики развития человеческого общества, учет единства и многообразия исторического процесса, выявление законов, решение проблем, связанных с историческим объяснением и социальным прогрессом. Ф.и. дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого, устанавливает истинность исторических фактов и событий.

Ф.и. занимается философско-историческим анализом общества. Философ философски «читает» исторический процесс. Он исходит из того, что человеческое общество непрерывно развивается, изменяется и что прошлое и настоящее неразрывно связаны. Ф.и. — это логическое рассмотрение человеческого общества, абстрагированное от конкретного многообразия. В ней главное внимание уделяется имманентной логике всемирной истории, ее сущности, ее внутренним механизмам функционирования и развития. Она синтезирует человеческую историю, выделяя в ней общие законы, черты и свойства, присущие всем социальным организмам, но проявляющиеся по-разному в зависимости от исторических обстоятельств, конкретной ситуации и природных условий.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 632-633.