Феноменология (Кузнецов)

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (отгреч. φαινόμενον и λόγος — учение о феноменах) — понятие, введенное И.Г. Ламбертом для обозначения «учения о видимости» в его «Новом органоне» (1764). И. Кант в одном из писем к Ламберту размышляет о «phaenomenologia generalis» как о пропедевтической дисциплине к метафизике. Кроме того, Кант использует понятие Ф. в качестве названия для одной из частей чистого учения о движении в «Метафизических основах естествознания». В философии И.Г. Фихте Ф. приобретает черты учения о бытии сознания и его фактах. «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля — это развертывание диалектического процесса саморазвития духа, процесса, совпадающего с самопознанием духа, восходящего к абсолютному знанию в понятии. Моментами становления здесь выступают формообразования сознания как проявления духа, поэтому Ф. духа представляет собой науку об опыте сознания.

Самостоятельную значимость понятие Ф. приобретает в XX в., становясь обозначением одного из ведущих направлений современной философской мысли. Основоположником феноменологической философии и феноменологического движения является Эдмунд Гуссерль (1859-1938), критически развивший основные идеи «дескриптивной психологии» Ф. Брентано. В процессе своей творческой эволюции Гуссерль испытал также влияние философских концепций Декарта, Лейбница, Юма, Канта, Больцано, Дильтея и др., в той или иной степени ассимилированных феноменологией, которую ее основатель именовал то «неокартезианством», то «бергсонианством», то «радикальным позитивизмом», преодолевая тем самым классические оппозиции рационализма, интуитивизма и эмпиризма. Специфика Ф. состоит в том, что по своей сути она есть не теоретическая конструкция, а практика особого рода, направленная на раскрытие и осмысление первичного опыта. Овладение Ф. возможно только в ходе феноменологического исследования.

Начало формирования феноменологического учения было положено Гуссерлем в «Логических исследованиях» (1900/01), где Ф. мыслилась как необходимая подготовительная работа к созданию «чистой логики». Исследованиям по Ф. и теории познания, содержащимся во втором томе этого фундаментального труда, предшествовала убедительно проведенная в первом томе критика психологизма в логике, основанная на различении реального и идеального аспектов мышления. Данное различение, указывающее на взаимную несводимость реальных актов мышления и полагаемого ими содержания, является базисным для феноменологической работы, в задачи которой входит описание специфики обоих аспектов и прояснение смысла связи между ними (см. Феноменологическая теория значения). Ф. интересует не фактическая сторона познания, исследуемая психологией и смежными с ней науками, а сущностные, или смысловые, структуры, подлежащие философскому анализу в их всеобщности. Гуссерль пытался воплотить в Ф. идеал философии как строгой науки, отстаивая в полемике с натурализмом, историцизмом и другими видами релятивизма концепцию аподиктического знания. Радикализм Ф. заключается в проведении ею принципа беспредпосылочности познания, в соответствии с которым феноменологический опьгг должен быть огражден от любых привносимых извне допущений, кажущихся самопонятными. Все само-собой-разумеющееся, в том числе предпосылки самого феноменологического исследования, подлежат прояснению, приведению к самоочевидности. Согласно Ф., только самоочевидный опыт является законным источником познания. Таким образом, Ф., по замыслу своего создателя, претендует на статус универсально и аподиктически обосновывающей науки, науки о «первоистоках» знания, выступающей в роли наукоучения по отношению ко всем частным наукам.

Разработанная Гуссерлем Ф. — это Ф. сознания. По Гуссерлю, именно опьгг сознания является тем первичным опытом, в котором нам даны «сами вещи», опытом, всегда уже опосредствующим любой «объективный» опыт. Возвращаясь к непосредственному опыту, Ф. рассматривает мир в его данности сознанию, т.е. как феномен. Сказанное отнюдь не означает, что Ф. отвергает внешний мир или каким-либо образом сомневается в его существовании, — Ф. вообще ничего не утверждает о реальном бьтгии и в этом состоит ее принципиальная позиция: исследование феноменов в феноменологической установке — свободно от «метафизической» предпо-сылки полагания бьгтия, которая господствует в естественной установке, не позволяя нам встать на путь нейтрального теоретического анализа. Основу гуссерлевского учения о сознании составляет идея интенциональности, т.е. предметной направленности сознания. Всякое сознание чего-либо предстает в Ф. как «переживание», интенциональное по своей структуре. В свою очередь познание понимается как интенциональная деятельность сознания по установлению смысла — конституирование.

Следующий этап гуссерлевского учения о сознании связан с переходом на трансцендентальные позиции, закрепленные в первой книге «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). Здесь ставится задача исследовать структуры «чистого сознания», т.е. сознания, свободного от всякого фактического содержания. Раскрытие сферы чистого сознания осуществляется посредством трансцендентальной редукции. В трансцендентальной Ф. учение об интенциональности конкретизируется по двум направлениям: ноэтической (см. Ноэсис) и ноэматической (см. Ноэма). Ф. есть трансцендентальный идеализм в существенно ином смысле, нежели психологический идеализм или идеализм Канта. Исследуя смыслообразующую деятельность сознания и двигаясь по пути методического субъективизма, Ф. осуществляет действительную работу по самоистолкованию. Только на этом пути, полагает Гуссерль, возможно уяснение смысла интерсубъективности. В тот же период происходит оформление всех важнейших принципов феноменологического метода, составляющего суть феноменологической философии. От понимания феноменологического метода, важнейшими составляющими которого являются феноменологическая редукция и идеация, «зависит понимание всей феноменологии», поскольку исследуемое здесь сознание есть продукт самоосмысления. Таким образом, для Ф. оказывается характерным единство метода и системы, методологии и онтологии.

Поздний период Ф. Гуссерля отмечен обращением к новым темам исследования: истории, ее телеологии, жизненному миру, которые особенно ярко представлены в неоконченном произведении «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».

Феноменологическое движение с самого начала не отличалось однородностью и единством в понимании возможных путей развития Ф. М. Хайдеггер отходит от Ф. сознания и разрабатывает в «Бытии и времени» фундаментальную онтологию как Ф. человеческого присутствия (Dasein). Хайдеггер и независимо от него Г. Г. Шпет создают варианты герменевтической Ф. С другой стороны, М. Шелер избирает в качестве тем феноменологических исследований антропологию, этику и религию, Р. Ингарден — эстетику. А. Шюц разрабатывает феноменологическую социологию. В области феноменологической психологии большое значение имеют работы Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти. Значительное влияние Ф. оказала на такие современные философские течения, как экзистенциализм, герменевтика, персонализм и структурализм.

Литература:

Гегель Г.В.Ф. Соч.Т. 4. Феноменология духа. М., 1959;

Husserl Е. Husserliana: Gesammelte Werke. Bd. I - XXX. Den Haag, 1950 - 1995;

Spiegelberg H.The Phenomenological Movement. Vol. 1—2. The Hague, 1969;

Encyclopedia of Phaenomenology. Dordrecht, 1997;

Гуссерль Э. Философия как строгая наука (сб.). Новочеркасск, 1994;

Он же. Собр. соч. Т. 1; Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994;

Он же. Феноменология //Логос. 1991. № 1. (Феноменологическим исследованиям посвящена большая часть публикаций журнала «Логос»);

Он же. Идея феноменологии. Пять лекций // Ступени. СПб., 1991. № 3; 1992. № 2(5);

Он же. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999;

Он же. Картезианские размышления. СПб., 1998;

Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996;

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998;

Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М., 1999;

Философия Э. Гуссерля и ее критика (реф. сб.). М., 1983;

Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. Критический анализ. М., 1985;

Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988 (см. также другие его работы);

Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968 (см. также ее другие работы);

Антология феноменологической философии в России. Т. 1—2. М., 1997, 2000;

Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981;

Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988;

Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 620-621.