Феноменологическая теория значения

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗНАЧЕНИЯ - концепция, разработанная Э. Гуссерлем в «Логических исследованиях» и исходящая из фундаментального различения реального и идеального в сознании, т.е. психических переживаний (актов сознания) в процессе мышления и того содержания, которое ими полагается, ибо «никакая мыслимая градация не может составлять переход между идеальным и реальным» (Гуссерль). Это различение в первую очередь касается понятий выражения и значения. Выражение помимо того, что имеет свою физическую сторону (звуки, буквы), заключается в экспрессиональных актах сознания. Однако, когда мы осуществляем акты выражения (можно сказать, «живем в них»), воспринимаем речь (пусть даже свою внутреннюю) или напечатанный текст, то для нас оказываются актуальными не психофизические аспекты выражения, а подразумеваемое здесь значение. Вместе с тем выражение не только нечто означает, но и говорит о чем- то, т.е. имеет отношение к предметному. Необходимо различать значение и предмет выражения. Выражения могут означать различное, но вести речь об одном и том же предмете и, наоборот, говоря о разных предметах, иметь одно значение. Любое выражение имеет значение в феноменологическом смысле, вне зависимости от того, существует ли предмет выражения или он фиктивен («кентавр»), или вообще невозможен («круглый квадрат»). Дело в том, что значение, согласно феноменологии, не есть психический образ, и переживание значения вовсе не обязательно сопровождается наглядными созер-цаниями.

Феноменология утверждает, что значение выражения, например, «2 х 2», не зависит от того, кто, когда и как его выражает и мыслится ли оно вообще кем-то. Колебания значения в так называемых «окказиональных» (т.е. субъективных, обстоятельственных) выражениях есть лишь колебания актов значения. Таким образом, значение представляет собой идеальное тождественное в себе единство, противостоящее многообразию актов выражения, в которых оно конституируется.

Сущность связи значения и выражения является ключевым вопросом Ф.т.з. Значение не запрятано между строчек текста или в звуках речи, оно также не является и реальной компонентой тех психических переживаний, которые его конституируют. Между выражением и значением существует не реальная, но интенциональная связь. Акты сознания, придающие выражению значение, относятся к существенной стороне выражения и носят название интенций значения. Эти интенции могут сопровождаться дополнительными актами, осуществляющими полноту (интенции) значения посредством созерцательных подтверждений, усилений или иллюстраций; при этом актуализируется предметное отношение выражения. Интенции значения, не сопровождающиеся актами «осуществления значения», называются «пустыми» интенциями.

Значения в феноменологической трактовке образуют класс идеальных «общих предметов», имеющих значительное сходство с платоновскими идеями, однако феноменология отвергает метафизическое (так же, как и психологическое) гипостазирование всеобщего. Общее не существует ни во внешней, ни в психической реальности, равно как и ни в каком ином «топосе», оно в радикальном смысле ирреально. Значение присуще конкретному выражению только в том смысле, что последнее его «имеет в виду». Идеальное единство значения может бьггь схвачено лишь в рефлективном акте мышления, направленном на усмотрение всеобщего (см. Идеация).

В феноменологии Гуссерля термины «значение» и «смысл» равнозначны. Г.Г. Шпет предложил «сохранить за термином «значение»... указание на «содержание» «выражения», тогда как термин «смысл» употреблять для обозначения предмета в его определительной квалификации, как содержания». Кроме того, для обозначения внутреннего смысла самого предмета Шпет вводит термин «энтелехия» (см. Ноэма).

Литература:

Husserl Е. Logische Untersuchungen (Husserliana, 18-20). Den Haag, 1975 (Bd. 1), 1984 (Bd. 2);

Husserl E. Vorlesungeniiber Bedeutungslehre (Husserliana, 26). Den Haag, 1987;

Гуссерль Э. Логические исследования. Т. I. СПб., 1909; Т. II. Введение //Логос. 1997. № 9;

Исследование I. Выражение и значение //Логос. 1997. № 10;

Шпет Г. Г. Явление и смысл. Томск, 1996;

Молчанов В. И. Одиночество сознания и коммуникативность знака //Логос. 1997. № 9;

Мотрошилова Н.В. Анализ «предметностей» сознания в феноменологии Э. Гуссерля / Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 615-616.