Материализм и идеализм

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ (фр. materialisme; idealisme) — с точки зрения материализма два главных философских направления. борьба между которыми воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как произвольное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), именно материализм выступает в качестве фактора прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и пр. Наряду с воззрениями философов, с материалистических позиций объяснявших психические процессы, важное значение имели также взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонент (учение о темпераменте). Однако наивная материалистическая ориентация не помогала объяснить способность субъекта постигать внечувственные, абстрактные истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание.

Эти свойства человеческой психики толковались идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности — души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход тесно связывает идеалистическую философию с религией.

Крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. важнейшие теории о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Декартом, Гоббсом, Спинозой на материалистической основе. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам которых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и т. д. В середине XIX в. новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе которых в дальнейшем развивалась отечественная психология. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостояло как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому.

Естественнонаучный подход позволил установить первые важные закономерности психики, что наряду с открытиями в биологии и физиологии привело к выработке собственного категориального аппарата психологии, благодаря чему она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку этот процесс происходил в условиях господства в странах Запада идеалистической философии, он соответственно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано). Иное направление он получил в России в материалистическом учении И. М. Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке.

Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии. В дальнейшем главные достижения психологии обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Отечественная психология была ориентирована на философско-методологические принципы диалектического материализма.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 258-260.