Тоталитаризм (Кузнецов, 2007)

ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalitas - целое, полнота) — понятие, обозначающее политический режим, основанный на всеобъемлющем контроле государства над жизнью общества и его отдельных индивидов. В политический обиход термин введен Б. Муссолини, который называл Т. порядок своего правления. Характерными чертами тоталитарного государства является идеологическая манипуляция сознанием масс, не ограниченные законом полномочия властей, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, культ вождя, крайний авторитаризм, репрессии в отношении инакомыслящих и оппозиции. В широком смысле Т. обозначает тенденцию к этатизму и авторитаризму в политическом мышлении.

В качестве самостоятельного политического учения Т. разработан итальянским философом Д. Джентиле, вошедшим в 20-е гг. в состав правительства Муссолини и считавшим тоталитарное государство воплощением нравственного духа. Центральным пунктом учения Джентиле была идея о преодолении границы между частной и общественной жизнью граждан. Государство, так же как и Бог, существует внутри человека, поэтому никаких пределов вмешательства государства в частную жизнь не может быть. Личность должна раствориться в политической истории и государственном целом. В 20— 30-е гг. различные концепции и описания функционирования тоталитарного государства получают широкое распространение в рамках художественной литературы — антиутопии (Замятин, Хаксли, Мальро, Оруэлл) и политической эссеистики. Антиутопии являлись реакцией на политическую практику по созданию государств на принципиально новой социальной основе, поэтому при описании тоталитарного строя акцент делался на исследовании общественной идеологии и новой этике, призванной заменить традиционные институты религии, морали, права, искусства. Таким образом, Т. осмыслялся как практика консциентального воздействия, психофизиологическая инженерия, направленная на деиндивидуализацию человека, превращение его в винтик тотальной государственной машины. Само тоталитарное государство описывалось как рационально-технократическая замкнутая и безличная система власти, опирающаяся на аппарат непрерывного террора и слежки и основанная, с одной стороны, на сверхполномочиях вождя и партии, а с другой стороны, осуществляемая внутри самого общества и индивидов.

В послевоенный период в трудах Ф. Хайека, Т. Адорно и X. Арендт был предпринят ряд попыток исследовать Т. и его природу. Хайек связывал возникновение Т. с распространением социалистических политических учений, характеризующихся эгалитаризмом, утопизмом и нацеленностью на решение неких коллективных социальных идеалов в ущерб абсолютной свободе личности. Адорно и Арендт в своих исследованиях Т. были преимущественно сосредоточены на осмыслении нацистского прошлого и его причин. Адорно стремился выявить тип людей, склонный к нацистской пропаганде, обозначив его основной чертой тоталитарный синдром. Арендт пыталась обосновать Т. в качестве самостоятельной системы правления, отличной от тирании, деспотии и диктатуры, полагая спецификой Т. замещение персональных ценностей государственной идеологией, свободную манипуляцию сознанием масс, основанную на беспрекословном принятии постулатов — «слепой веры» и разрушение обычных мотивов поведения и морали, происходящих в результате атомизации и отчуждения индивидов, готовых вследствие этого сплачиваться в управляемые массы.

Литература:

Арендт X. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 2;

Arendt Н. The Origins of Totalitarism. N.Y., 1964.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 593.

Понятие: