Теоретическая философия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - термин, часто встречающийся у многих философов, но особое значение он приобрел в феноменологической концепции русского мыслителя Г.Г. Шпета, который различает три употребления термина «теория». Первое значение связано с объяснением и отличается от фактического знания, выполняющего описательную функцию. Теория в этом случае есть «технический термин», «под ним разумеют проверенное, приведенное в систему с помощью гипотезы знание. В этом значении теоретическое противополагается, а) фактическому и гипотетическому, b) здравому смыслу, с) вообще данному через посредство чувственного восприятия». Данное употребление напоминает смысл термина «теория» в новейших методологических исследованиях, где теоретическое противопоставляется эмпирическому со строгим разделением функций объяснения и описания. Эмпирический уровень феноменологически достоверен и является базисным по отношению к теоретическому. Теоретический уровень систематически доказателен, законоподобен, выявляет сущность эмпирических явлений в форме теорий, гипотетико-дедуктивных построений. Связь между обоими уровнями обеспечивается правилами логики. Такая модель соотношения теоретического и эмпирического перенимается из естественнонаучного познания. И, следовательно, так понимаемое теоретическое не может быть использовано в философии без утраты последней своей специфики.

Второй смысл теоретического, согласно Шпету, противопоставляется прикладному и техническому. Так, трактуемое теоретическое имеет место в философии. Уже у Аристотеля и Платона можно обнаружить такое употребление данного термина. Используется он и Кантом. У Канта теоретическое фигурирует как необходимо присущая подлинной науке форма знания, она фактически существует в науке и в философии. «Этот вид знания, — писал Кант, — надо рассматривать в известном смысле как данный, метафизика существует если не как наука, то, во всяком случае, как природная склонность [человека]». Такая метафизика, как известно, не соответствовала, по Канту, идеалу строгой — аподиктической науки — науки, как знанию доказательному, всеобщему и необходимому. Аподиктическая наука включает в себя признаки выделяемого Шпетом первого смысла термина «теория», и образ ее создан из наиболее существенных черт теории математического естествознания. Кант считал, что реформированная метафизика возможна в том случае, если будут выявлены и реализованы соответствующие условия, способствующие обретению ею свойств аподиктической науки. В настоящее время хорошо известно, что подведение философии (да и всех других дисциплин, не относящихся к математике и естествознанию) под идеал теорий математического естествознания может привести лишь к нивелированию специфики философского знания, к чему и пришли позитивисты в своих наиболее методологически последовательных концепциях.

И наконец, третий смысл термина «теория» выявляется при сопоставлении ее с действительностью. Т.ф. изучает действительность в целом или ее фрагменты. Она отличается от конкретных наук предметом и методами познания, изучает принципы, первоначала бытия. Ее метод — интеллектуальная интуиция. Философия противостоит в этом случае опытным наукам, т.к. в них знания приобретаются с помощью эмпирической интуиции, чувственного восприятия, созерцания, а в Т.ф. — с помощью идеальной интуиции, умозрения, спекуляции. «Построение философской системы на плечах философских начал, — рассуждает Шпет, — приводит к метафизическим системам, а сами начала в качестве принципов могут быть выдвинуты как объект особого внимания. Таким образом, философия разделяется на принципы и метафизику. (Принципы должны быть понимаемы здесь как подлинные начала, поэтому они не должны быть непременно общими рациональными положениями, из которых будто бы можно «вывести» остальное философское знание или метафизику.) В то время как метафизика может быть значима во втором из приведенных значений (знание о бытии вообще), начала должны быть теоретическим знанием до построения теорий в значении втором и первом. Речь идет, следовательно, о «спекулятивных принципах». Так как в большинстве методо-логических программ научная теория трактуется в первом смысле, то шпетовское понимание Т.ф. является знанием дотеоре- тическим. Это, на первый взгляд, парадоксальная формула. На самом же деле противоречия в ней нет, т.к. термин «теория» в первом и во втором случаях используется в разных значениях. Философское знание есть чистое теоретическое знание, не зависящее от опыта. «Это — правда, что ни чувственный опьгг, ни рассудок, ни опьгг в оковах рассудка, нам жизненного и полного не дают. Но сквозь пестроту чувственной данности, сквозь порядок интеллектуальной интуиции, пробиваемся мы к живой душе всего сущего, ухватывая ее в своеобразной, — позволю себе назвать это — интеллигибельной интуиции, обнажающей не только слова и понятия, но самые вещи, и дающей уразуметь подлинное в его подлинности, цельное в его целостности, и полное в его полноте. Таким представляется мне путь основной философской науки, удовлетворяющей основному требованию, выставленному нами, сообразно' намечающейся идее ее. Она должна быть не только дотеоретической и чистой по своей задаче, но также и конкретной по выполнению ее, и разумной по своему пути».

Нетрудно заметить здесь перекличку с Кантом. Шпета так же, как и Канта, не удовлетворял уровень развития философии, которая была весьма далека от идеальной науки. Критическая реформа Канта была направлена на превращение философии из «естественной склонности человека» с ее неполнотой, незавершенностью, малой силой доказательности, ненаучностью, породившими скептицизм и недоверие к философским построениям, в подлинно аподиктическую науку. Шпет высоко оценивает философию Канта в целом (несмотря на негативное отношение к некоторым ее отдельным моментам). Более того, Платон и Кант являются для него эталонными образцами при оценке и реконструкции историко-философских идей и хода развития философской мысли. См. также Положительная и отрицательная философия.

Литература:

Шпет Г.Г. [Работа по философии] Без начала и окончания [до 1914 —1915 (?)] Чистовой автограф / Архив Шпета. ОР ГБЛ, Ф. 718.5.10 (см. также Начала. 1992. № 1);

Он же. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М.: Гермес, 1914;

Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета//Логос. 1992. № 2.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 582-583.