Теология протестантская

ТЕОЛОГИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ - религиозно-теоретическая система обоснования и защиты учения о Боге, понятий, принципов, норм и правил жизни, содержания и способов культовых действий в протестантской разновидности христианства. Начало Т.п. было положено в эпоху Реформации, когда утверждалась идея религиозной веры как личной связи человека и Бога. Идеи Реформации нашли свое выражение в теологических учениях М. Лютера, Ж. Кальвина и других представителей ортодоксальной протестантской теологии XVI в. М. Лютер противопоставлял истинно религиозное познание Бога светскому разуму, в том числе и схоластике. Однако потребность обоснования принципов вероучения и интерпретации основных теологических понятий привела к тому, что в контексте Т.п. ставились и решались философские проблемы. Основы протестантской неосхоластики были заложены сподвижником М. Лютера Ф. Меланхтоном, написавшим ряд трактатов, в которых систематизировалось протестантское вероучение и разрабатывалась лютеранская доктрина. На развитие протестантской богословской мысли оказали существенное влияние философские взгляды Г.В. Лейбница, X. Вольфа, И. Канта, С. Кьеркегора, М. Бубера, М. Хайдеггера, идеи экзистенциализма и философской антропологии, с одной стороны, и позитивизма (философии опыта, аналитической философии) и структурализма — с другой.

В своем развитии Т.п. прошла ряд этапов: ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин); неопротестантская или либеральная теология XVIII—XIX в. (Ф. Шлейермахер, А.В. Ритчль, Э. Трельч, А. Гарнак); теология кризиса или теология диалектическая (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультманн); радикальная, или «новая», теология (Д. Бон- хеффер и др.).

На протяжении всего существования Т.п. проявлялись более или менее отчетливо мо-дернистская и консервативная тенденции. Выразители модернистской тенденции акцентировали необходимость связи христианства с современностью, гармонии с наукой и культурой. Сторонники консерватизма отрицают такую адаптацию религии, апеллируют к сохранению чистоты евангельского христианства, идей Реформации.

Программа протестантского модернизма была обоснована либеральной теологией. Если М. Лютер и Ж. Кальвин считали необходимым буквальное понимание библейских текстов как данного на все времена божественного откровения, то либеральная теология предложила исторический подход к Библии и формы этической и эстетической интерпретации текста. При этом большое влияние оказали Ф.Х. Баур и Тюбингенская школа богословия, а также исследования по библеистике Д.Ф. Штрауса, Б. Бауэра и др. Рассматривая религию как часть общей культурной истории, Иисуса Христа как историческую личность, либеральная теология толковала тексты Писания аллегорически и главным содержанием христианства делала этическое учение Христа. Религиозная картина мира интерпретировалась в свете научных данных. Надежды, связанные с интенсивным развитием науки и техники, вера в общий прогресс человечества, в возможность разрешения социальных противоречий на основе разумно осмысленной религии и создания гуманного общества христианского братства людей находили отклик среди сторонников обновления протестантизма. Идеи утратили популярность в первые десятилетия XX в., чему в немалой степени способствовали экономические и политические кризисы, а в особенности, первая мировая война. В 20-е гг. консолидируется неоортодоксия, выразившая тенденции, более соответствующие духу времени. Дальнейшее развитие либеральной теологии связано с проблемами отношения науки и религии, вопросами нравственности и гуманизма. Диалектическая теология явилась реакцией на богословский модернизм и отразила кризис социального оптимизма и рационализма. Провозглашая верность идеям ортодоксального протестантизма, теология кризиса утверждала, что единственное основание нравственности и единственная возможность обретения человеком себя и обращения к Богу — это благодать. В противовес либеральной теологии П. Тиллих объявляет культуру выражением религии, место предложений преобразования общества занимают эсхатологические ожидания.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 581-582.