Суфизм (Кузнецов, 2007)

СУФИЗМ (ат-тасаввуф) — мистико-аскетическое течение в исламе. Слово «суфий» восходит к арабскому слову «суф» (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли мусульманских мистиков, носивших одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Основными составляющими С. принято считать аскетизм, подвижничество и мистицизм. С. — широкое идеологическое течение, охватившее литературу, искусство, философию, историю и народную культуру. Принцип «универсальности» был одним из основных в С. Суфием мог стать представитель практически любого религиозного направления в исламе, сторонник любой юридической школы, крестьянин или ремесленник, воин или книжник, представитель знати. Поэтому среди суфиев мы встречаем такого тонкого психолога, как Мухасиби (ум. 857); всемирно известных писателей и поэтов: Абдаллаха Ансари (ум. 1089), Санаи (ум. ок. 1190), Фарида ад-дин Аттар (ум. ок. 1220), Джелала ад-дин Руми (ум. ок. 1273); известных представителей суннитского ислама: ал-Газали, Ибн-Таймия (ум. 1328); фи-лософов: ас-Сухраварди и Ибн Араби.

Однако, видимо, было бы ошибкой толковать С. не как движение в целом, а как сумму биографий его отдельных представителей. С. далеко не всегда совпадает с личными историями самих суфиев, которые обращались к С., а затем «уходили», порывали с ним, бессильные изменить общий ход его развития.

Несомненно, С. — явление исторического порядка. Не относящийся ни к одной из стран исключительно, а распространившийся от Гибралтара до Инда, он в конечном счете повлиял на целую эпоху в развитии литературы и философии стран мусульманского Востока. Время начала распространения С. — первая половина VIII в., его расцвет в разных регионах Ближнего и Среднего Востока датируется по-разному. Период его становления — VIII—X вв. — характеризуется резкой критикой существующих порядков и господствующей идеологии. XI в. — период широкого распространения С. от Нила до Евфрата, время его систематизации. Одним из первых пытался сформулировать целостную доктрину С. ал-Кушейри (ум. 1072). В этот период антиаббасидская социально- религиозная направленность С. получает систематизированное доктринальное оформление. В XII в. С. становится популярным во всех сферах общества. Нередки случаи обращения в С. суннитских авторитетов; начинают формироваться суфийские ордена. Известный суфий Абд ал-Кадира ал-Джилани (ум. 1166) организует орден «кадарийа». Зарождается суфийская литература (Санаи). XIII-XV вв. - период расцвета суфийских орденов, в частности ордена «Мевлевийа», в основе которого лежат идеи знаменитого поэта Джелал ад-дина Руми. С именем Руми связывается и начало расцвета суфийской литературы. Этот период в целом характеризуется примиренческой позицией по отношению к правящим династиям. Однако своеобразная «социальная отчужденность» продолжает оставаться, что особенно ярко прослеживается в суфийской литературе.

Суфийская теория и практика предполагала уход от реальной жизни, пассивное отношение к миру. Суфисты считали, что мирская жизнь лишена красоты и радости, справедливости и свободы, что возможности человека крайне ограничены, поэтому следует отказаться от мирских дел и вступить на путь аскетизма и поисков «лучшего мира». Суфисты, стремясь понять природу «зла», возвели его во внеисторическую силу. Они придали критике и отрицанию всего земного абсолютное значение. Истолкование зла и человеческих страданий как неотъемлемых на этой земле приводило к идее поиска «истинного мира любви». Поскольку в реальных земных условиях невозможна реализация социального идеала «господства любви и добра», «праведный мир» переносился на небеса. Небесная гармония подменяла земную.

Неоднозначность социальной природы С. обусловлена по крайней мере четырьмя важными факторами. Во-первых, суфийское учение о непосредственном общении верующего с богом способствует религиозному рвению масс. Недаром в качестве основоположений суфийской теории и практики выделяют «молитву» и «подвижничество». Видимо, не следует переоценивать пренебрежительного отношения С. к ряду предписаний шариата на ранних этапах его развития, что обусловило негативную реакцию на них со стороны большинства суфиев. Основой сближения С. и суннитского догматизма был иррационализм. Мистицизм, являющийся составной частью любой религии, не отделял, а наоборот, сближал С. с традиционализмом (сала- физмом). Недаром один из систематизаторов С. известный поэт Абдалла ал-Ансари и такой крупный теоретик, как Абд ал-Кадир Джилани, рассматривались какярые противники калама. Как отмечал американский арабист Дж. Макдиси, «...суфизм в течение определенного времени был воткан в саму ткань традиционализма» и ассоциировался до и после ал-Газали с самой традиционной наукой — хадисоведением, а также был связан с фикхом.

Во-вторых, следует иметь в виду, что в суфийской практике руководство со стороны суфийского шейха и следование его примеру в жизни было обязательным. Поэтому не следует переоценивать так называемое отрицание посредников между богом и верующим, приписываемое «еретическому» С. Необходимо учитывать, что в исламе нет института церкви и поэтому значение учения о непосредственном общении верующего с богом, т.е. отрицание идеи посредничества, для ислама не столь существенно.

В-третьих, антиаббасидская позиция С. во многом объясняется недовольством соци-альными порядками, коррупцией и стяжа-тельством правителей и их приближенных. Суфисты исходили из идеализированных норм социальной жизни Мединского государства времен пророка. Их учение о равенстве людей перед Богом во многом отражало исламские традиционные идеи о взаимопомощи всех членов общины, обращенное к имущим требование оказывать помощь бедным, категорическое запрещение рибы — ростовщического процента, стремление к справедливости и т.д. Суфистская социальная критика базируется на религиозно-утопическом учении о переустройстве общества, которое в первую очередь связывалось с ре- лигиозно-нравственным самосовершенство-ванием. В конечном счете ответом на неспра-ведливости этого мира стал аскетизм, мистицизм и политический квиетизм. Мистическая концепция единения с богом была направлена на достижение «лучшего» и «справедливого мира». Ориентация на индивидуальное бытие человека приводила к созданию множества психологических систем, предлагавших разные пути самосовершенствования человека.

В-четвертых, суфийский мистицизм таил в себе и опасность для традиционалистов. Учитывая, что С. не есть нечто цельное, единое и законченное, в нем можно выделить несколько концепций единения с Богом, например, экзистенциально-онтологическую (ал-Халладж), гносеологическо-теоретическую (ал-Газали), а также так называемый мистический пантеизм — учение о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд) Ибн ал-Араби. Разумеется, в мировоззрении суфиев не могли не доминировать религиозные принципы миросозерцания и мироощущения, однако большую роль сыграли и принципы поэтического и психологического мировосприятия. Особенность С. связана, в первую очередь, со спецификой метода, на основе которого суфии пытались решить мировоззренческие проблемы. Их метод должен был позволить охватить всю действительность в ее целостности, а человека — в его целокупности. Мир, как и человека, нельзя разложить на части. Постигнуть их можно только в целом при помощи интуиции, озарения. Своеобразие метода предопределило и особенности философствования, связанного с символикой, аллегорией, «тайным знанием». Метод позволял зашифровать полноту и конкретность жизни и был связан с признанием господства в мире иррационального начала, постигаемого в божественной любви.

Если философы-перипатетики исходили из возможности подчинения практического разума теоретическому на базе концепции, получившей в Европе форму теории «двойственной истины», то суфий ал-Газали утверждал первенство практического разума, доказывая, что ал-Фараби, Ибн-Сина и их последователи разрушают веру, а тем самым и нравственные устои общества, и в то же время обнаруживают неспособность дать аподиктическое подтверждение тем метафизическим положениям, в жертву которым они эту веру приносят.

Абу Хамид Аль Газали (1058-1111), иранский теолог и философ ислама.

Ибн Араби, Мух-ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Бекр Али ал-Хатими ат-Таи (1165-1240), крупнейший арабо-мусульманский философ-мистик и поэт.

Ас-Сухраварди, Шихаб ад-дин Йахйа ал-Мактул (1155-1191) — иранский суфий, философ-мистик.

Сочинения:

Ал-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980;

Ибн Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995;

Он же. Ал-Футухат;

Он же. Фусус;

Он же. Расаил. Т. 1—2. Хайдарабат, 1961;

Ал-Газали. Мишкатал-анвар. Каир, 1983.

Литература:

Афифи А. Ал-Маламатийа ва-с-суфийа ва ахл ал-футувва. Каир, 1945;

Хилал Ибрахим. Ат-Тасаввуф ал-исламибайна-д-дин ва-л-фалсафа. Миср, 1975;

Nicholson R.A. The mistics of Islam. L., 1914;

Arberry. Sufism: An Account oftheMistics of Islam. L., 1963;

Крымский А.Е. Почерк развития суфизма до конца III в. Гижры. СПб., 1995;

Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. 1965;

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987;

Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М., 1993.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 558-563.

Понятие: